Попов Евгений Владимирович
Профессор кафедры "Инженерная геометрия, компьютерная графика и автоматизированное проектирование" с 1999 года, доктор технических наук |
Город: Нижний Новгород
Организация: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Отрасль науки: технические науки
Научная специальность: 05.01.01 Инженерная геометрия и компьютерная графика
Ссылка на публикации в предыдущих конференциях КГП
Список опубликованных докладов:
- КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ О СУЩНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ГРАФИКИ., Попов Евгений Владимирович, Ротков Сергей Игоревич
Список комментариев:
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ, Головнин Алексей Алексеевич (22 марта 2016 г. 18:42) |
Денис Вячеславович, Ваше выступление от 20.03.2016 можно назвать, пожалуй, самым интересным на данной конференции. Вместе с тем не могу не отметить ряд мелочей, которые в нем бросаются в глаза.
В целом же выступление очень интересное. |
МНИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В АЛГЕБРЕ И ГЕОМЕТРИИ, Короткий Виктор Анатольевич (15 марта 2016 г. 19:05) |
"В прикладных пакетах компьютерной графики и САПР активно используются разнообразные составные кривые из кусочков кубических парабол, а кривые второго порядка на положении бедной родственницы." Виктор Анатольевич, "составные кривые" в системах геометрического моделирования не только "кусочки кубических парабол", но и "кусочки парабол" более высоких порядков. Да, кстати, и более низкого 2-го порядка в том числе. Так что "бедной родственницей" она не является, это Вы зря. |
3D РИСУНОК КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ НАГЛЯДНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ, Сальников Евгений Михайлович (7 марта 2016 г. 19:16) |
Я постараюсь. |
3D РИСУНОК КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ НАГЛЯДНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ, Сальников Евгений Михайлович (7 марта 2016 г. 17:19) |
Да, собственно говоря, я и не планировал делать какие-либо замечания. Мой комментарий касается скорее вопроса, а что с этим всем (со всей этой техникой) делать, какую "практическую пользу" извлечь (если это вообще возможно). Мне довелось много лет работать со студентами-архитекторами старших курсов. У них, знаете ли, "мозги" работают именно в том русле, в котором Евгений Михайлович и написал свой доклад. В процессе нашей с ними работы по освоению технологий пространственного геометрического моделирования они с удивлением открывали для себя совсем другой мир, в котором кроме "наглядности" есть еще и другие проблемы. И даже "наглядность" среди этих проблем занимает далеко не главное место. Мне приходилось им долго внушать, что архитектор - это не только тот, кто придумывает красивые цвето-композиционные решения и картинки, а это Специалист-проектировщик Наивысшей квалификации, обязанный думать еще и конструкции, материале, и вообще о всех вещах, от которых зависит реализуемость проекта. В противном случае архитектор будет работать в лучшем случае на музейные полки. Вот вопрос, а чем же является техника, изложенная в докладе, и являлся для меня основным в моем комментарии. Но Вы на него ответили, с чем я полностью могу согласиться. Это - искусство! |
3D РИСУНОК КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ НАГЛЯДНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ, Сальников Евгений Михайлович (7 марта 2016 г. 13:20) |
Николай Андреевич, направление конечно же забавное, равно как и давно известное, как Вы справедливо заметили. И конечно же неверно применять к нему термин 3D. Вообще говоря эта мода наклеивать это пресловутое 3D там где надо и не надо идет из "англоязычного околонаучного эпоса", когда люди не очень то заботятся о математической строгости, а может и просто не понимают существа дела. Конечно же рисунок никак не может иметь статус 3D, а вот геометрические модели (!) - да. Однако и здесь есть на первый взгляд не заметная, но крайне серьезная вещь. Речь идет о том, а зачем вообще нужны эти 3D геометрические модели, в частности в проектировании и производстве. Ведь люди создавали нужные им вещи прекрасно и без такого типа моделей. Когда задаешь этот вопрос студентам, то в лучшем случае слышишь ответ, что они (модели, вернее их визуальный образ) повышают "наглядность". Явно видно непосредственное сходство с главной мыслью, изложенной в данном докладе. Но только ли "наглядность" нужна в проектировании и производстве, да и не только в этой сфере деятельности, а вообще в любой? Ведь модель нужна не только для этого, а для создания реальных изделий. С этим уже гораздо сложнее. Почему-то все при этом забывают, что все мы - люди мыслим пространственными образами, иначе бы человечество просто не выжило бы. Мы не мыслим фотографиями наших родных и близких в фас или в профиль. А коль скоро это так, то и субъект проектирования, т.е. конструктор, тоже мысленно "видит" будущее изделие пространственно. А потом он начинает мысленно проецировать его на мысленные же плоскости и переносить это все на носитель. То есть, строго говоря делает преобразование 3D - 2D, но только мысленно и с ошибками (практически всегда, иначе бы четежи на производстве не правили бы по ходу изготовления изделия). На производстве же люди делают обратное преобразование, и тоже часто ошибками. Вот в этом и причина брака, исправлять который приходится зачастую с огромными материальными и временнЫми потерями. Виртуальные же 3D модели позволяют все не только обнаружить благодаря "наглядности" (хотя уже это не так уж мало), но и исправить быстро и безболезненно. Теперь остается подвести итог сказанному, на какие же практические вопросы проектирования и производства отвечает материал, изложенный в данном докладе кроме "наглядности", да и то только при правильном выборе точки обзора. Конечно, в архитектуре, например, вопрос получения "наглядной картинки" очень важен. Но львиную долю практических геометрических проблем данная форма представления информации не решает в принципе. |
КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ О СУЩНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ГРАФИКИ., Попов Евгений Владимирович, Ротков Сергей Игоревич (6 марта 2016 г. 22:05) |
Михаил Николаевич, я вовсе не сомеваюсь ни секунды, что Вы не имеете "проблем построить ребро". И то, что Вы при этом ни секунды не думаете о НГ, тоже меня нисколько не удивляет, это свидетельствует об определенном опыте. Это примерно как шофер-профессионал не думает какую передачу ему выбрать. Но это вовсе не означает, что при этом Вы не пользуетесь ее методами. Я привел Вам только один, как я писал, очень примитивный пример. Примеров же можно напридумывать огромное количество, но мне честно говоря просто даже неловко тратить на это время в рамках серьезного обсуждения. |
КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ О СУЩНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ГРАФИКИ., Попов Евгений Владимирович, Ротков Сергей Игоревич (6 марта 2016 г. 17:21) |
Да! И еще несколько слов о фрактальной размерности. В теории фракталов под их размерностью понимаются некие вличины, которые на самом деле размерностями в том смысле, в котором они используются в геометрии и других науках (А.Эйнштейн вообще считал, что геометрия - это основа физики), не являются. Тем не менее, некоторый геометрический смысл для фрактальной размерности все же можно найти. Так например, известный фрактал, называемый "пыль Кантора" имеет размерность ~0.6 (там на самом деле цифирей побольше), которую можно трактовать как "степень заполнения" (условно конечно) данным фракталом обычного пространства 2D. У фрактала Коха эта размерность ~1,2 и т.д. Нам конечно мешать в кучу эти размерности и размерности геометрических моделей не следует... |
КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ О СУЩНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ГРАФИКИ., Попов Евгений Владимирович, Ротков Сергей Игоревич (6 марта 2016 г. 17:05) |
Михаил Николаевич, попробую быть кратким 1. Как известно, 3D-примитивы - это простые геометрические фигуры, обладающие ограниченным набором геометрических параметров. А теория параметризации фигур, используемая многими системами, разработана специалистами как раз в области начертательной геометрии такими, как Четверухин Н.Ф., Полозов В.С. и др 2. Согласно упомянутой теории параметризации, количество размеров (параметров + геометрических условий) должно быть ровно стольким, чтобы однозначно выделить фигуру из бесконечного множества ей подобных. А это значит, что как бы Вы размеры не ставили, их не должно быть ни больше, ни меньше, чем необходимо и достаточно. Кстати, угол, который Вы бы образмерили, еще нужно вычислить, это раз. Второе, конструктору-практику гораздо проще оперировать с линейными размерами, чем с сомнительными угловыми. И третье, образмерив угол, Вы неизбежно были бы вынуждены убрать высоту ребра, иначе количество размеров было бы избыточным. И мы получим с Вами тот же результат с теми же проблемами. 3. Я не сказал, что нельзя использовать 2,5D обозначение. Я сказал, что я считаю его неверным, поскольку реальное пространство не обладает подобным свойством. А одним из главнейших требований, предъявляемым к геометрическим моделям является требование правильности модели, или непротиворечивости реальному объекту. |
КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ О СУЩНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ГРАФИКИ., Попов Евгений Владимирович, Ротков Сергей Игоревич (6 марта 2016 г. 13:59) |
Исправляюсь еще раз, ссылка на эскиз ниже |
КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ О СУЩНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ГРАФИКИ., Попов Евгений Владимирович, Ротков Сергей Игоревич (6 марта 2016 г. 13:48) |
Рад познакомиться, уважаемый Михаил Николаевич. О булевых операциях и примитивах у нас знает каждый начинающий студент, однако к теме разговора это отношения не имеет. Самый примитивный пример, когда без дополнительных геометрических построений не обойтись, можно найти поссылке https://yadi.sk/i/iHXkZETCpwcHh. К сожалению почему-то не смог картинку загрузить непосредственно в свой текст, поэтому даю облачную ссылку на нее. В этом примере основная трудность для студентов в правильном построении ребер жесткости, примыкающих к центральной цилиндрической части. Ребра толстые, поэтому линия пересечения с цилиндром представляет собой эллиптическую дугу. Не понимая этого, правильно построить эту часть модели практически невозможно, равно как и понять, что на эскизе все необходимые размеры даны. В остальном модель крайне проста. Обычно я даю эту задачу студентам (однотипных вариантов на самом деле много) в качестве текущей контрольной работы минут на 30-45. Что касается 2,5D моделей, то я данное обозначение считаю неверным, поскольку 2,5 мерного пространства не существует. Данный аллогизм берет начало в англоязычной научной литературе, где его применили в свое время специалисты скорее как жаргонное понятие, мало заботясь о геометрической четкости. Это только фрактальные структуры могут иметь любую рамерность, дробную, отрицательную, ну так и смысл фрактальной размерности совершенно иной. |
КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ О СУЩНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ГРАФИКИ., Попов Евгений Владимирович, Ротков Сергей Игоревич (5 марта 2016 г. 22:38) |
Мой коллега и единомышленник профессор Ротков С.И. свой ответ еще не опубликовал, но он это обязательно сделает. Я же со своей стороны не могу оставить выступление Головина А.А. без внимания и ответа, хотя первоначально именно это и собирался сделать. Прокомментирую его последовательно , уж очень оно занятное Осмелюсь ваше упоминание о полемике принять на свой счет. С большим вниманием изучил ваш доклад, нашел много нового и очень важного и полезного для себя, впрочем, как и в предыдущей полемике. Над многим приятно надолго задумывался. Возможно, мои замечания и вопросы покажутся вам наивными или свидетельством слабой, в сравнении с вашей, моей осведомленности по рассматриваемым вопросам, но не могу не использовать возможность узнать ваше мнение по поводу моих сомнений, надеюсь также приобрести новые знания из первых уст.
1. «геометрической составляющей электронной модели» - может быть электронной геометрической модели (геометрической модели)?
Метод начертательной геометрии, суть которого Монж сразу сформулировал как непрестанное сравнение двух проекций (Г. Монж. Начертательная геометрия. Издательство АН СССР, 1947. с. 188.), не применяется в решении геометрических задач при помощи программ САПР на ЭВМ. К такому выводу мы старались ненавязчиво, но аргументировано подвести читателя в своей статье. Следуя Монжу, человек работает с чертежами, непрерывно сравнивая две проекции путем пространственно-образного мышления. Трудно представить, каких горизонтов достигнет наука в будущем, но пока ЭВМ не могут мыслить так же образно как человек, и начертательная геометрия никак не является «теоретическим базисом …» и далее по тексту.
|
БАЗОВЫЕ АЛГОРИТМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ (что там, за “кнопками”?), Головнин Алексей Алексеевич (27 февраля 2016 г. 16:51) |
. или |
БАЗОВЫЕ АЛГОРИТМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ (что там, за “кнопками”?), Головнин Алексей Алексеевич (27 февраля 2016 г. 14:56) |
или . |
БАЗОВЫЕ АЛГОРИТМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ (что там, за “кнопками”?), Головнин Алексей Алексеевич (27 февраля 2016 г. 11:53) |
или . |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ, УСЛОВИЯ КОТОРЫХ СВЯЗАННЫ С ТОПОГРАФИЧЕСКИМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ, Петухова Анна Викторовна (26 февраля 2016 г. 20:24) |
"...где же взять данные для моделирования
топоповерхностей..."
В настоящее время это не вопрос. В интернет выложен целый ряд данных дистанционного зондирования земной поверхности в открытом доступе. Самый доступный ресурс - SRTM DEM на сайтах например следующих http://srtm.csi.cgiar.org/SELECTION/inputCoord.asp, http://www.cgiar-csi.org/data/srtm-90m-digital-elevation-database-v4-1, http://gis-lab.info/qa/srtm.html Данные представлены практически по всему Земному шару между двумя полярными кругами с разрешением 90Х90 м (территория США с разрешением 30Х30 м). Этого вполне достаточно для большинства учебных задач. Не проблема их преобразовать в TIN модели (профессиональных средств в данный момент тоже достаточно. Построить сеть треугольников по регулярным данным не проблема. Мы со студентами, например, сами написали постой триангулятор), которые уже потом можно использовать по назначению. SketchUp из процессе обучения лучше исключить в силу его непрофессиональной направленности. |
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ BIM-ТЕХНОЛОГИИ, Петухова Анна Викторовна (26 февраля 2016 г. 11:03) |
Дело в том, что внимание обращать уже давно не требуется. Необходимость обучения упомянутым технологиям всеми уже осознана и много раз переосознана. Мало того, такое обучение в ведущих вузах уже вовсю ведется, поскольку индустрия (в данном случае и строительная) все технологии поддержания процессов Жизненного Цикла Изделия использует, и специалисты в этом деле очень востребованы. Этот процесс созревал задолго до того, как чиновники от образования дошли до понимания этого. Теперь все их документы и лозунги выглядят как призыв бежать в магазин, чтобы успеть к открытию, когда он уже закрывается. Другое дело, что нужны грамотные пособия, методики обучения, циклы лекций, сборники упражнений, то есть то, что действительно направлено на процесс обучения. На уровне каждого вуза эти вопросы решаются, но каких-то разработок общенационального, или хотя бы общеотраслевого, уровня я не встречал. Если бы в статье об этом было сказано хоть пол-слова вместо призывов, было бы более логично. |
БАЗОВЫЕ АЛГОРИТМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ (что там, за “кнопками”?), Головнин Алексей Алексеевич (26 февраля 2016 г. 0:05) |
Честно говоря не очень понимаю зачем нужно в научной статье описывать вещи, которые давным-давно всем известны и описаны много раз в статьях, учебниках и книгах, и даже намного лучше (см. например замечательную книгу - настольную даже для профессионалов до сих пор: Роджерс Д. Алгоритмические основы машинной графики. М., Мир, 1989. 504с и многие другие источники). Я уж не говорю вообще об ошибках, которые понимающий специалист не имеет право допускать. Чего стоит например употребление связки 3D компьютерная графика. Известно, что графика вообще - вещь двумерная (см. Википедию: Графи́ка (др.-греч. γρᾰφικός — письменный, от др.-греч. γράφω — записывать, писать) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. То есть, носителем здесь является пространство 2D по определению). Компьютерная графика - это наука разрабатывающая методы и средства формирования изображений с помощью средств визуализации компьютеров. Носитель компьютерного образа это монитор, который при всем желании нельзя считать трехмерным. Вот МОДЕЛИ могут иметь любую размерность, но не графика. Вот когда мы будем иметь доступ к 3D устройствам, которые пока страшно дороги и недоступны (к сожалению) вот тогда и будем говорить о 3D компьютерной графике. К тому же неясно откуда взялась информация, что существует некая отдельная "фрактальная компьютерная графика". Здесь закрадывается страшное подозрение, что автор вообще не понимает существа дела. Фрактальными могут быть только ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ. Я с большим бы интересом взглянул бы на "фрактальный монитор". Вот векторные и растровые мониторы - встречал, "фрактальных" же не видел... |
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ BIM-ТЕХНОЛОГИИ, Петухова Анна Викторовна (25 февраля 2016 г. 20:58) |
Ничего нового в данной статье не изложено. В строительстве и архитектуре с конца 90-х годов хорошо известна концепция Virtual Building Concept (VBC) разработки компании Graphisoft, о чем даже в Википедии имеется много информации (см. хотя бы https://en.wikipedia.org/wiki/Graphisoft), уж не говоря о специальной литературе. Данная концепция является развитием CALS-технологий (технологий поддержания информационных процессов в течение ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИЗДЕЛИЙ) применительно к строительной индустрии, о чем видимо автор статьи слабо информирован. Мало того, VBC заложена в основу практически всех известных архитектурно-строительных систем, в том числе и упомянутых в статье продуктов фирмы Nemetschek и др. (все перечислять нет смысла), а т.н. технологии BIM, с придыханием упоминаемые автором, являются не чем иным как CALS-технологиями, адаптированными под строительную отрасль. Это первое. Второе заключается в том, что практически все строительные вузы страны уже на протяжении как минимум 10 лет в своих программах предусматривают обучение студентов не просто компонентам данных технологий, а профессиональному владению ими. Никого в данный момент призывать к очевидному не имеет смысла. В силу сказанного данная статья не имеет никакой теоретической и практической ценности |