Усанова Елена Владимировна


email Отправить сообщение
Фото

Город: Казань
Организация: Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева
Отрасль науки: педагогические науки
Научная специальность: 13.00.08

Ссылка на публикации в предыдущих конференциях КГП

Список опубликованных докладов:

Список комментариев:

Что делать?,
(20 марта 2019 г. 14:56)
Уважаемые коллеги! По ходу “пьесы” возникло желание кое-что добавить к нашему докладу, используя несколько другие аргументы и формулировки, но не в объеме целого доклада, а , пусть и длинной, реплики в кулуарах .
…… Современная ГГП должна соответствовать целям и требованиям к профессиональной деятельности инженера, прежде всего, методологии проектно-конструкторской деятельности, изменяющейся вследствие её информатизации с переходом от последовательной PLM-схемы жизненного цикла к CE/PLM схеме. Если для PLM еще была возможна традиционная последовательная линейно-дисциплинарная структура образовательного процесса в инженерной подготовке, то при переходе к CE/PLM необходим сразу целостный комплекс ЗУВ. Это предполагает организацию инженерной подготовки на основе системной интеграции образовательных структур, объектами которой становятся:
  • образовательные программы инженерной подготовки,
  • обучающие технологии,
  • содержание образования и адекватные ему формы учебных занятий.
Гарантированное качество обучения, кроме дидактической инженерии, педагогического мастерства преподавателей, коучинга, дополнительно обеспечивается и за счет отраслевого бенчмаркинга (изучения опыта других университетов для повышения конкурентоспособности) для использования ресурсов бенчмаркинговых сетевых сообществ в образовательных инновациях (нам просто необходимо расширение сетевого профессионального сообщества для обмена живым опытом и соответствующими организационными результатами). (К примеру, корпоративный университет Кеттеринг (США, GM) взаимодействует с университетами Германии в Эсслингене, Констанце, Ульме, Висбадене. Эти университеты проектируют идентичную структуру учебных планов и, в соответствии доминирующими направлениями развития региональных производств, предоставляют более глубокую подготовку по этим направлениям, тем более, что современные ИКТ позволяют организовать такое обучение).
Для этого нам необходима в сотрудничестве с промышленностью и бизнесом, с опорой на традиции отечественной инженерной школы и привлечением передового международного опыта общая стратегия системной модернизации ГГП, позволяющая обеспечить поиск методологических подходов и новых форм организации учебно-информационного взаимодействия. В настоящее время в вузах РФ она реализуется, в основном, по следующим направлениям:
  1. Создание педагогических условий для формирования ГГ-компетентности, отвечающей требованиям ФГОС, профессиональных стандартов и запросам работодателей в контексте комплексной информатизации производства (на нашей конференции видим пример такой работы на запрос в статьях А. Л. Чемпинского).
  2. Реализация перехода ГГП на технологии 3D-моделирования (все дружно переходим).
  3. Создание методологии сквозного многоаспектного мониторинга оценки качества ГГП с целью продуктивного корректирующего воздействия на значимые факторы формирования геометро-графической компетенции.
С целью повышения эффективности ГГП в подготовке к инженерным профессиям важно:
  • учить будущих инженеров на реальных и квази-реальных проектах (самый лучший тест – реальная задача!);
  • системный подход в формировании инженерного мышления у студентов;
  • включение социальных дисциплин в инженерное образование (азы экономики в тех. вузах индустриально развитых стран, например, начинают изучать с 1-го курса);
  • организация жизни внутри вуза: влияние форм и методов обучения на то, какой специалист получится на выходе.
Все это требует развития ГГП на основе комплекса методологических подходов, концепций и дидактических принципов с учетом многоуровневости и непрерывности, психологических механизмов усвоения ЗУВ в условиях информатизации. Вопрос о том, какие дидактические задачи должна решать базовая геометро-графическая подготовка (кафедры графики, возможно, объединенные с кафедрами основ конструирования ТММ, Детмаш и т.п.), а какие возложить на профильную проектно-конструкторскую (профильные кафедры). Концепция CE/PLM оказывает влияние на перестройку образовательных структур в вузах, объединение кафедр и интеграцию их деятельности, переход от линейно-дискретной структуры содержания ГГП к иерархической и т.д.
Наиболее оптимальное решение проблем интегративной целостности ГГП в современных условиях дает концепция естественно происходящего обучения (NL). Организация структуры инженерной подготовки с учетом межпредметных связей в ней созвучна с CE/PLM. В структуре американской и европейской систем высшего технического образования на эмпирическом уровне стремление к естественному обучению в проектно-деятельностном, проблемно-ориентированном формате давно имеет место. Признаки концепции наблюдаются и в подходе к повышению качества образовательных программ, представленном в европейском проекте Tuning, который практически описывается в терминах инвариантной структуры деятельности NL.
Задачи, которые необходимо решить уже в базовой геометро-графической подготовке для формирования базовой ГГ-компетентности для успешного функционирования в CAD/CAM/CAE-среде и на ее основе осуществлять дальнейшую проектно-конструкторскую подготовку, это:
  • развитие способности к анализу и синтезу геометрической формы (активные формы обучения);
  • готовность к самообучению и мобильному освоению методов формообразования и аннотирования конструкторской документации с применением CAD-систем;
  • готовность к командной и индивидуальной деятельности.
Задача нашего научно-образовательного сообщества в условиях информатизации образования, как сказала академик Ирэна Роберт еще в 2011г. на конференции в МГУ, создавать качественную педагогическую продукцию, реализованную на базе ИКТ, т.е. такие ЭОР, (в области ГГП тоже), которые бы были равноценны нашему живому общению со студентами в их самообучении.
С уважением, Елена Владимировна, Людмила Анатольевна, Александр Олегович.