Ракитская Мария Валентиновна | (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова) | |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич | (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова) |
Проводится сравнение современного подхода к образовательному и воспитательному процессу в вузе, в том числе, при обучении графическим дисциплинам с идеями классиков отечественной православной философии. Показана важность сохранения традиций отечественного образования в условиях его глобализации. Приводятся примеры из опыта авторов в построении учебного и воспитательного процессов.
Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества [7].
Содержание образования носит исторический характер, подвержено влиянию глобальных процессов. Василий Розанов в статье «Сумерки просвещения» отмечал необходимость соотнесения задач воспитания и образования с сущностными свойствами человека и целями истории. В настоящее время – время конфронтации, глобализации, всевозможных санкций, военных конфликтов, трагических событий в истории вселенского православия, общество обращается к вечным вопросам русской интеллигенции: Что делать? Кто виноват? В чём моя вера? Нас волнует – сумеем ли мы выстоять, сохранить свою культуру, веру, ценности?
Вот что по этому поводу писал Архимандрит Иоанн Крестьянкин: «Техника уже давно увеличивает скорость передвижения людей и добывания ими земных ценностей. Казалось бы, больше времени должно остаться у людей на жизнь духа. Однако нет. Душе труднее и тяжелее стало жить. Материальность мира, быстро крутясь, втягивает в себя и душу человека. И душа гибнет, ей нет времени уже ни для чего возвышенного в мире, - все вертится, все кружится и ускоряет свой бег. Какая ужасная призрачность дел! И, однако, она крепко держит человека и народы в своей власти. Вместо духовного устремления, миром уже владеет психоз плотской быстроты, плотских успехов. Вместо усиления святой горячности духа происходит все большее горячение плоти мира. Создается мираж дел, ибо к делам призван человек и не может быть спокоен без дела. Но дела плоти не успокаивают человека, так не человек ими владеет, а они им. Человек – раб дел плотских. Строите на песке. Построение на песке разрушается. От земного дома человеческого остается куча пыли. Вместо многих гордых строений осталась куча песка. И из этого песка опять строит человек себе мир. Песок осыпается, и человек трудится, подбирая его… Бедный человек! Все закованы в цепи малых, ничего душе не дающих дел, которые надо выполнить возможно скорее для того, чтобы можно было как можно скорее начать ряд других, столь ничтожных дел»[5].
На поставленные выше вопросы существует почти универсальный ответ: делай, что должно и будь что будет. В этой ситуации нам представляется интересным посмотреть на свою работу, своё «должно» в свете идей корифеев русской православной философии, которые уделяли большое внимание вопросам образования и воспитания. Традиции русской религиозной философии позволяют осмыслить современные процессы русской культуры, видение целей образования, представление о человеке современности.
В связи с необъятностью темы, мы остановимся на трёх вопросах: Что нам дала чужая модель образования? Как решать проблемы воспитания в рамках учебного процесса? На каких принципах должно быть построено образование?
И.В.Киреевский отмечал [4], что характер европейской образованности отличается перевесом рациональности, но в православной образованности собиралось и жило то устроительное начало знания, та философия христианства, которая одна может дать правильное основание наукам.
В.В.Розанов утверждал [8], что создание человека вне духа своей культуры, синтетически собранного из элементов всех цивилизаций, есть идея крайне искусственная.
И ещё [8]: «Едва мы перестали восхищаться чужеземным и пересаживать его на свою почву, как у нас оригинально и самостоятельно вырастают явления, параллельные лучшим чужеземным насаждениям».
На наш взгляд, таким чужеземным насаждением является бакалавриат – последствие подписания Болонского соглашения. Как известно, работодатели встретили этот вид высшего образования с непониманием и окрестили его недоученным инженером, или техником с дипломом о высшем образовании. Кроме этого в связи с внедрением «компетентностного подхода» преподаватели вынуждены делать вид, что они гарантируют приобретение учащимися требуемых компетенций в виде способностей [10].
Движение к заявленной цели (встраивание в европейскую систему образования) осуществляется с большим рвением и сводится к массовой замене пятилетнего образования на четырёхлетнее. Заметим, без внесения существенных национальных особенностей, которые есть у всех европейских вузов, подписавших Болонское соглашение. В [1] отмечается, что практически во всех странах ЕПВО наблюдаются многочисленные факты отступления от согласованных болонских инструментов. Главная наша особенность - директивная добавка к названию квалификации бакалавр-инженер не меняющая сути дела. На сайтах большого числа вузов читаем: бакалавриат – это полноценное высшее образование на уровне мировых стандартов. Дай бог.
Профессиональные стандарты, составленные при участии ведущих предприятий, однозначно (и справедливо) лишают бакалавра творческой составляющей деятельности до истечения трёхлетнего стажа работы [12].
Интересно, что и студенты понимают некую неполноценность данной квалификации. Исследования О.И.Крушельницкой и М.В.Полевой [4], направленные на выявление конкретных эмоционально окрашенных представлений современных студентов бакалавриата очной формы обучения о будущем, которые определяют ценность диплома о высшем образовании, показали, что студенты бакалавриата в своём большинстве не рассматривают диплом как документ, который отражает квалификацию и уровень образованности владельца, определяет перспективы трудоустройства и карьерного роста.
Проблему преподавания инженерной графики в условиях сокращения срока обучения решают по-разному. Там, где на дисциплину отведён один семестр, делается упор на самостоятельное изучение, попытка опереться на технологию «перевёрнутый класс». Учебный процесс превращается в перманентное тестирование, а преподаватель – из интеллектуального авторитета в учётчика выполненных студентом заданий. А самый печальный итог – потеря кафедрой самостоятельности.
При наличии двух семестров стараются втиснуть в рамки учебного процесса программу, ориентированную на специалитет.
Рассуждая об учебном процессе, В.В.Розанов писал [8], что впечатления от обучения должны быть удлинёнными, по возможности менее прерываемыми. Способ передачи их должен по возможности согласоваться с наиболее яркими, сильными задатками в воспитываемом и с наиболее живыми, деятельными способностями воспитывающего, т.е. он должен быть индивидуален. Так ведь это и есть не что иное как «студентоцентрированное обучение», провозглашённое болонским соглашением! Но такой подход и всегда был присущ лучшим образцам отечественной высшей школы.
Именно такой подход к студенту, такую модель мы стараемся использовать при обучении в рамках специалитета: растянутость обучения не менее трёх семестров; использование проектного обучения; индивидуальный подход на завершающей стадии обучения; использование уникального практического опыта преподавателей. В бакалавриате, увы, приходится жертвовать индивидуальным подходом.
Препятствием для полной реализации такой модели является пресловутое подушевое финансирование, вследствие которого процветает административное давление на преподавателя с целью любой ценой сохранить численность обучаемых и тем самым лишить способных студентов части внимания, затраченного на вытягивание двоечников.
И снова процитируем В.В.Розанова [8]: «Тот «особый и облегчённый» путь к науке, о котором Евклид сурово сказал своему государю, что «его нет и для царей», - этот путь теперь открыт для всякого, не требуя не только каких-либо особых напряжений мысли, но и простой любознательности в силу расставленных по нему приманок».
Приманкой, до которой не дожил философ, могут стать и электронные ресурсы, которые благодаря революции в добыче информации и бурному развитию плагиата не способствуют интеллектуальному развитию значительной части общества. Влияние «чёрных зеркал» на интеллектуальный уровень первокурсников ощущается по результатам входных тестирований и собеседований.
Три принципа образования, провозглашённые В.В.Розановым: принцип индивидуальности; принцип целости; принцип единства типа не потеряли актуальности в настоящее время. Из триады: студентоцентрированное обучение; результативное обучение; цифровизационное обучение, Розанов, по понятным причинам, не проповедовал только третье. Оставьте во мне «человека вообще», действуйте только на него и только общими же своими сторонами, писал философ, и вы, наверное, сделаете меня во всём недалёким, ко всему вялым, ни в чём не ярким.
Обратимся к проблемам содержания дисциплины Инженерная и компьютерная графика.
На наш взгляд, в настоящее время наблюдается некоторый перекос в сторону обучения инструментарию - созданию 3D моделей. Как отмечается в [2], несмотря на широкие возможности компьютерного моделирования, модели геометрии для оценки работоспособности деталей в общем случае проще их полной «рабочей» геометрии. Они не учитывают ряд геометрических элементов, отвечая на ряд допущений, принимаемых в собственно расчётных моделях типовых элементов конструкций, моделях их нагружения, оценки напряжений, деформации и других величин.
Практика показывает, что на предприятии «компьютерные мальчики» бодро создают 3D модель, если имеется, хотя бы чертёж-разработка (упрощённый аналог чертежа вида общего).
Что будет, если при обучении занять такую позицию: конструктор создаёт модель и передаёт технологам, они сами дополнят её необходимыми атрибутами, ему не обязательно знать принципы простановки размеров и другой информации? Такой «легкий путь» приводит к тому, что теряется классическая база подготовки специалистов, происходит «скольжение по поверхности», теряется глубина, теряется необходимое осмысление всего устройства.
Сколько бы мы не воспевали 3D модель, но создание нового устройства не обходится хотя бы без эскиза. Инженерная и компьютерная графика, и начертательная геометрия служат одним из инструментов для подготовки будущего специалиста. По нашему мнению минимальная программа курса должна иметь следующее содержание:
1 часть
2 часть
Необходимо подчеркнуть, что 3D моделирование является важной частью инженерной и компьютерной графики, но не самой главной. Не составляет большого труда студентам (при личной заинтересованности), например при изучении пакета Компас зайти в Азбуку-Компас 3D и приобрести необходимые навыки в построении касательных плоскостей, использовании вспомогательной геометрии, кинематической операции, использование массивов и т.д. Часто студенты, например, для создания пружины, смотрят видеоролики из Интернета или обращаются за разъяснением к преподавателям.
Опыт общения со студентами других вузов показывает, что некоторые из них прекрасно знают пакеты 3D графики. Их там обучали даже не одному пакету, а нескольким. Но когда дело доходит до чертежа, то приходится часто за голову хвататься. Они не знают, что такое резьбовая фаска, как правильно ставить размеры, не задумываются о технологии обработки детали, о необходимых конструктивных элементах.
Придет дядя-технолог и все сделает за него, а если учесть, что и технологии зачастую обучаются по тем же программам, то встает вопрос – что от них ждать? Наверное, роль «компьютерных мальчиков» при стареньких дядях - конструкторах старой школы.
Очень важно, чтобы студент анализировал особенности использования в конструкции тех или иных стандартных деталей.
Например, резиновые уплотнительные кольца ГОСТ 9833-73. При их использовании в сборке наши студенты отвечают на следующие вопросы:
Тут же приводятся примеры из практики, когда ошибки в проектировании и конструировании уплотнений приводили к тяжёлым последствиям.
При использовании резьбового соединения – обращаем внимание на диаметр и шаг резьбы в соединяемых деталях и на соответствие зарезьбовой проточки шагу резьбы, на зазоры в гладких отверстиях под болтовые соединения (опять с примерами из личной практики).
Это позволяет студенту «вжиться в конструкцию», заставляет анализировать, развивать ту самую рефлексию, о которой много говорится в разных циркулярах.
О начертательной геометрии
Надо ценить, что она учит не только развитию пространственного воображения, но и логике. Решение любой задачи должно начинаться с анализа исходных данных. Затем формируется пространственная идея решения. Далее намечается путь решения задачи на ортогональном чертеже с использованием рациональных приёмов (преобразования чертежа, нахождения соответствующего пересечения, введение посредника, анализ свойств геометрических образов и т.д.). Этот универсальный подход можно использовать и для решения других задач в других дисциплинах, и соответствующий навык в развитии логики успешно приобретается [9].
О воспитании в рамках университета
Снова обратимся к цитате из статьи В.В.Розанова [8]: «Если в ком-нибудь из нас, потом вышедших на широкую арену жизни, был возвращён культ своей родины, её прошлого, наконец, религии и церкви – это, конечно, было сделано университетом, хотя любопытно, ни одним словом нам не навязывался этот культ; но он возникал сам собой из общего отношения к делу – как общим же отношением к делу, вопреки отдельным зазываниям к этому культу, мы от него непреодолимо отвращались в средней школе». Действительно, «дух университета», корпоративная культура дорогого стоят.
Большой интерес представляют педагогические взгляды И.А.Ильина, который писал: «России нужен новый русский человек, с обновлённым – религиозным, познавательным, нравственным, художественным, гражданским, собственническим и хозяйственным укладом… Россия ждёт от нас нового христиански-социального, волевого, творческого воспитания» [3]. И там же: А высшая школа "должна сообщать человеку искусство ответственного, одинокого мышления, - искусство мыслить из самого предмета, силу целостного созерцания (интуиции) и строгого аналитического наблюдения (дедукции)".
В то же время, и Ильин, и Розанов считали, что основные функции воспитания принадлежат семье. Образование по Ильину не может воспитывать, а главная цель образования – не в получении знания как такового, а в сообщении нового способа жизни (вспомним «образованщину» А.И.Солженицына).
Включаясь в воспитательный процесс, мы осознаём, что работаем с контингентом, становление которого происходит в сложный исторический период эволюции общества, что родители этих студентов формировались как личности в сложные, можно сказать лихие, девяностые годы. Здесь уместна ещё одна цитата из Розанова [9]: Техника, присоединившись к душе, дала ей всемогущество. Но она же её и раздавила. Получилась «техническая душа», лишь с механизмом творчества, а без вдохновения творчества.
Важно осознавать, что преподаватель – посредник между студентом и культурой, и в воспитательной работе первостепенное значение имеет личный пример преподавателя.
Точность, вежливость, внешний вид, культура речи, требовательность, последовательность, объективность в работе преподавателя – элементы воспитательной работы и всё того же «студентоцентрированного подхода». Мы стараемся изучать индивидуальные особенности личности членов учебной группы, знаем, где студент получил базовое образование, поддерживаем контакты с педагогами инженерных классов ряда городов, нам известны результаты ЕГЭ каждого студента.
Обязанность преподавателя - знакомить студентов с правилами внутреннего распорядка в вузе, особенностями поведения на кафедре и, что очень важно, неуклонно требовать их выполнения. По этой части мы взаимодействуем со всеми кафедрами университета, расположенными в одном с нами университетском корпусе.
Мы стараемся воздействовать на студента не только примерами из личного опыта, но и широко используем биографии выдающихся деятелей отечественной науки и инженерного дела, выдающихся выпускников университета. На кафедре имеются стенды по данной тематике, практикуется посещение музея вуза и городских музеев (космонавтики, ракетных войск и артиллерии).
Также мы опосредованно пытаемся взаимодействовать с семьями через институт кураторов, тьюторов, деканаты.
Мы убеждены, что обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования, весьма перспективно для восстановления традиций, уклада жизни и форм современного образования. Весьма своевременно обращение к наследию отечественных религиозных философов в современной ситуации в мировой политике и экономике. Оно убедило нас в необходимости сохранения достижений отечественного образования, в «параллельности» многих забытых или игнорируемых наших технологий обучения, в необходимости обратить внимание на три принципа В.Розанова: национальность; семейность; практицизм. Мы убедились, что в сложных условиях формирования учебного процесса нельзя забывать о проблеме «технической души». «Торопись думать, торопись делать. Время коротко. Сей вечное во временном» [5]. И чтоб душа не озябла…Страшно, когда наступает озноб души [9].
Шахова Алевтина Бруновна (26 февраля 2019 г. 17:12) |
Добрый день увааемые коллеги, Мария Валентиновна и Дмитрий Евгеньевич, все очень правильно, полностью согласна, но в Вашем ВУЗе еще есть понимание важности дисциплины поскольку множество специальностей имеют три семестра, а если один, что остается делать. По имеющейся информации идет процесс унификации с перераспределением числа часов дисциплины в сторону увеличения часов на самостоятельную работу в процентном отношении 40/60 (аудиторная к самостоятельной), что тогда и видимо это повсеместно. Очевидно, что геометрическое сообщество на страницах КГП будет активно это обсуждать. С уважением Шахова А.Б. |
Славин Борис Матвеевич (26 февраля 2019 г. 18:27) |
Добрый день Алевтина Бруновна! Хочу добавить одну ремарку. Соотношение 40/60 это "фантастика"! А как Вам 30/70, что уже несколько лет реализуется в нашем Астрахском государственном техническом университете? И попрубуйте в этот односеместровый объем втиснуть все то, о чем совершенно справедливо пишут Марина Валентиновна и Дмитрий Евгеньевич. И именно так и должно быть!! Но что делать нам? Я об этом пишу уже не первый раз! Вот в результате и получаем то, о чем не без доли юмора пишут авторы. А если еще добавить уровень абитуриентов... Дальше и говорить не хочется. С уважением, Б.М Славин |
Сальков Николай Андреевич (27 февраля 2019 г. 11:17) |
Здравствуйте, Борис Матвеевич!!! Как все правильно! Оказывается, все причины бурной деятельности начальства от образования были разъяснены задолго до нас! И как мне понравилось сочетание букв: ЕПВО - новое словечко в русской нецензурщине!!! Все вузы ошибаются: бакалавриат - это вовсе не полноценное высшее образование. Оно было бы таковым, если после окончания отроки принимались бы в аспирантуру, ан нет. Наконец-то прочитал весь текст доклада и полностью с ним согласен. Особенно с тем, о чем говорят все умные люди: катастрофически вредно отказываться от достижений нашего отечественного образования, которые в настоящее время почти что заменили эфемерными "ценностями" запада. С уважением, Н. Сальков |
Сальков Николай Андреевич (27 февраля 2019 г. 11:20) |
Эк меня переклинило! Обращался к авторам, а написал как-бы Борису Матвеевичу. Прошу прощения! Дмитрий Евгеньевич и Мария Валентиновна, прошу не казнить!!! |
Лепаров Михаил Николаевич (27 февраля 2019 г. 11:54) |
Здравствуйте, уважаемая Мария Валентиновна! Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Евгеньевич! Рад приветствовать Вас! По отношения воспитания мое скромное мнение: Вы все правильно говорите. Я припоминаю, что проф. Половинкин Александр Иванович в течение примерно 10 лет преподавал элективный предмет — основы православной культуры в Волгоградском государственном техническом университете. И ето было не столько давно. К сожалению изходя из располагаемого времени для возможной работе со студентов, подготовки и желание молодых преподавателей и ценностная система и поведение студентов – я скептик (я о Болгарии только).“Студентоцентрированный подход“- прекрасная задача, но при вышеупомянятые условия- на практике пока и в обозримое будущее по моему нерешимая. У меня несколько вопросов: 1. Каким образом студенты готовится чтобы могли ответят на вопросов о резиновые уплотнительные кольца и о какой семестре идет реч? 2. Ответы вопросов влияет прямо на оценку студента? Пожалуйста, извините мой русский. С уважением млепаров |
Хейфец Александр Львович (27 февраля 2019 г. 19:42) |
Коллеги, Ваша статья очень противоречива. Мне она видится состоящей из двух частей. Первая - взгляд на современность с позиций истории и культуры российского образования. Здесь все справедливо сказано. Со всем согласен. Кроме заголовка, в котором указана "русская православная философия". Причем здесь она. Еще раз: речь идет о истории и культуре образования, а не о религии. Так и хочется сказать, "не поминай имени Господа всуе". Вторая часть статьи говорит о непонимании авторами современных технологий 3d моделирования. Опять фразы о том, что начертательная геометрия "учит не только развитию пространственного воображения, но и логике". Авторы просто не знакомы с 3d моделированием, где пространственное мышление развивается не менее, а по ряду исследований более, чем в начертательной геометрии. Прочтите статью Л.А. Чемпинского на данной конференции: "Формирование компетенций..." - там намек, что НГ даже тормозит развитие пространственного мышления. А уж о логике - так она нужна в любом подходе к решению задачи, с нее все начинается. Просто начертательная геометрия добавляет необходимость решать все в проекциях, а не естественным для нас образом - в 3d пространстве напрямую (прочтите мою статью "Начертательная геометрия как бег в мешках"). Об эскизировании. Кто же против научить студентов эскизировать карандашом. Но время... Авторы статьи, видимо, не преподают 3d моделирование, ибо не видят, что возможность быстро поправить 3d модель, внести в нее коррективы, отразить новые конструктивные мысли - это и есть современная альтернатива крадашного эскизирования. С уважением. А.Л. Хейфец. |
Ракитская Мария Валентиновна (27 февраля 2019 г. 23:38) |
Здравствуйте, уважаемый Михаил Николаевич! Рада встречи с Вами! Дмитрий Евгеньевич со своей стороны может что-то добавит, а я скажу от себя: По резиновые уплотнения мы обычно говорим в последнем семестре изучения нашей дисциплины. При чем процесс обучения все время изменяется. Мы рассказываем про различные виды уплотнения (конечно далеко не все), и дальше на основе индивидуальных заданий студентов, описания работы изделия, происходит соответствующий разговор. Я ставлю задачу себе, не в том чтобы оценить студента (поставить "правильную" оценку), а в том, чтобы в максимально дружелюбной атмосфере студент понял особенности работы инженера- конструктора, и в какой-то степени ответил себе на вопрос: "Готов я этим заниматься в будущем или нет", готов ли я переделывать 3D сборку, 3D каждой детали, чертежи, чтобы в итоге получилось более или менее функциональное устройство. В моей предыдущей статье Пермской конференции 2017 г было рассказано о заданиях с ошибками. Я продолжаю его использовать, но с небольшой поправкой. Вначале заключительного семестра по дисциплине дается общее базовое задание (по индивидуальным вариантам): выполнить 3D модели 3 деталей по чертежу общего вида и 3 ассоциативных чертежа, + создание 3D модели сборки + автоматическая спецификация + ассоциативный чертеж сборки со всеми нюансами ГОСТ 2.305... Дается определенный срок выполнения (половина семестра), а дальше в зависимости от индивидуальных стремлений студента, он выбирает работу на "5" - задание по исправлению ошибок, или на "4" - выполнение сварной конструкции или просто получает "3". С уважением и почтением, М.В.Ракитская |
Дударь Елена Сергеевна (28 февраля 2019 г. 0:39) |
Добрый день, Мария Валентиновна и Дмитрий Евгеньевич! Рада встречи с Вами на очередной конференции КГП. Какие интересные и многогранные темы вы поднимаете! Удивительно, что именно В.В. Розанова вы цитируете. Вероятно, вам близко творчество этого достаточно сложного и противоречивого философа? И еще, не могли бы вы чуть подробнее остановиться на вопросе о «многочисленных фактах отступления от согласованных болонских инструментов» в странах ЕПВО, что конкретно имеется в виду? С уважением, Елена С. Дударь. |
Лепаров Михаил Николаевич (28 февраля 2019 г. 0:41) |
Спасибо за ответ, Мария Валентиновна. Интересное решение предложить студентом выбирать. Дайте пожалуйста некоторая примерная статистика по выбора. Пожалуйста, извините мой русский. С уважением млепаров |
Ракитская Мария Валентиновна (28 февраля 2019 г. 0:54) |
Коллега Хейфец, ваши замечания говорят о том, что Вы не поняли главной идеи статьи: в наше жестокое время во всех жизненных аспектах (в образовании, в частности) важно задумываться о душе. Именно об этом говорили выдающиеся отечественные православные философы которых мы цитируем. Почитайте Ильина, Розанова (недавно исполнилось 100 лет со дня его кончины). Можно взять в библиотеке, а можно купить в ОЗОНе. Забавно, что Вы нам объясняете, о чём наша статья написана. О религии, в частности. Ваше к ней отношение нас не волнует, а если наши студенты почитают Иоанна Крестьянкина (некоторые так и делают), то мы будем только рады. Мы – конструкторы со стажем. И перейдя со специальных кафедр на графику «не переквалифицировались в управдомы», а конструкторами и остались, и преподаём 3D как инструмент. Почитайте многочисленные наши доклады на предыдущих конференциях. Дискуссии по начертательной геометрии мы прекратили т.к. точек соприкосновения у нас с Вами нет. Статья с названием нелепым, с точки зрения норм русского языка (НГ как бег в мешках), нас не убедила. Нам больше нравится Сальков. Там и про логику, и про начертательную геометрию убедительно. С уважением, авторы. |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (28 февраля 2019 г. 2:11) |
Здравствуйте, Михаил Николаевич! Мы с Марией Валентиновной работаем таким образом: я даю элементы конструирования на втором семестре на достаточно простых конструкциях. Когда передаю ей учеников на третий семестр, то даю некую характеристику, позволяющую давать задания более сложные, чем другим. Для меня уплотнения резиновыми кольцами важный момент в обучении конструктора. В моей практике случился трагический случай с потерей дорогостоящего изделия из за такого кольца (не по моей вине). Я об этом обязательно рассказываю студентам, показываю как надо поступать в разных ситуациях. Михаил Николаевич!!! Ваше приветствие - красота! Я увидел родственную душу. Если будете в Санкт-Петербурге, обещаю знакомство с театральным Петербургом. |
Лепаров Михаил Николаевич (28 февраля 2019 г. 2:54) |
Дмитрий Евгеньевич, спасибо большое за ответ, оценки и предложение. Я всегда мечтал погулять из Санкт-Петербурге, но так случилось, что не успел. Вряд ли прибуду, но человек мало знает, ведь Судьба- вещь странная. Если случится, вспомню с удовольствием Ваше обещание. Спасибо еще раз. мл |
Хейфец Александр Львович (28 февраля 2019 г. 6:18) |
( или ) А.Л. Хейфец. |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (28 февраля 2019 г. 13:14) |
Здравствуйте, Алевтина Бруновна. Благодарю за интерес к нашему докладу. По поводу одного семестра обучения. Сейчас становится популярной технология "перевёрнутый класс", созданная в США для обучения спортсменов высокого класса. Суть в следующем: имеются три этапа - 1. Самостоятельное освоение теоретического контента в формате видеолекций с обратной связью; 2. онлайн СРС с видеокартами; 3. очная аудиторная работа, тестирование. Очевидно, что требуется мощное методическое обеспечение. Некоторые гуманитарии пишут об успешном внедрении. От технарей пока такого не слышал. Наши попытки получились не очень удачными. С уважением, Тихонов-Бугров. |
Столбова Ирина Дмитриевна (28 февраля 2019 г. 13:23) |
Здравствуйте, уважаемые авторы! Интересующую меня информацию увидела сейчас от Дмитрия Евгеньевича. Тоже интересна технология "Перевернутый класс". В чем неудача в вашем опыте? Можно поподробнее? с уважением, И.Д.Столбова |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (28 февраля 2019 г. 13:26) |
Здравствуйте, Елена Сергеевна. Спасибо за интерес к нашему докладу. "Вывороченные шпалы. Шашаки. Песок. Камень. Рытвины. - Что это? - ремонт мостовой? - Нет, это "Сочинения Розанова". И по железным рельсам несётся уверенно трамвай. В.Розанов. Опавшие листья. Вы правы. Этот постоянно терзавшийся противоречивый философ нам интересен. По поводу "Болонки". Мы имели в виду некий формализм в соблюдении соглашения. 3- 4 года бакалавриата. Три года - ничто. О каком международном обмене в этом случае говорить? Что касается кредитов, то не смотря на ECTS все считают по разному. Например в Штирлинге их считают очень бодро при смешной нагрузке студента (по сравнению с нами). К праву выбора дисциплин тоже относятся очень своеобразно. С уважением, Тихонов-Бугров. |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (28 февраля 2019 г. 20:53) |
Здравствуйте, Ирина Дмитриевна. Прошу прощения за не очень оперативный ответ: запрещно долго сидеть перед монитором. Мы не обладаем такими техническими возможностями как Джонатан Бергман. По этой причине наша попытка была более приземлённой т.н. "квази перевёрнутый класс". База - пособия по всем работам, предусмотренным программой ИКГ ("разжёванные" по выражению декана) и рабочая тетрадь. Есть доступ к бумажному варианту и электронному. Подробные инструкции по работе с тетрадью и пособиями. Еженедельные (2 раза) консультации преподавателя. Действия - отменены лекции-объяснения, занимавшие порядка 60% аудиторного времени практических занятий. Студенты получали поэтапные задания, при необходимости посещали консультации. Освободившееся время практических занятий посвящено собеседованию и проверке выполнения этапа, тестированию по вопросам рабочей тетради. Результат - с работой на приемлемом уровне справились порядка 20% контингента. Причина - не приучены к самостоятельной работе школой, недостаточная мотивация (в отличие от студентов-спортсменов высокого класса учеников Бергмана). Есть исследования, которые показывают, что в нашей высшей школе необходимый уровень самостоятельной работы приобретается студентами не раньше третьего курса. С уважением, Тихонов-Бугров. |
Ракитская Мария Валентиновна (28 февраля 2019 г. 22:02) |
Здравствуйте, Михаил Николаевич! Статистика по группам (осень 2018 года): С уважением, М.В. Ракитская |
Лепаров Михаил Николаевич (28 февраля 2019 г. 22:45) |
Здравствуйте, Мария Валентиновна! Спасибо большое за столь строгую статистику. Она замечательна- не важны причины. Завидую! Пожалуйста, извините мой русский. С уважением млепаров |
Шахова Алевтина Бруновна (28 февраля 2019 г. 22:55) |
Злравствуйте Уважаемые коллеги, Дмитрий Евгеньевич и Мария Валентиновна, спасибо за столь развернутый ответ, относительно возрастной возможности освоения материала с помощью самостоятельной работы, полностьюю согласна., может быть в некоторых случаях это происходит и позже, конечно только личный контакт со студентом в большей степени позволяет достичь требуемого результата усвоения материала, но увы .... от нас это не зависит, новые учебные планы еще не утверждены, мы боремся за свои часы как можем, но результата пока не знаем... С уважением Шахова А.Б. |
Вольхин Константин Анатольевич (2 марта 2019 г. 3:46) |
Здравствуйте, Мария Валентиновна и Дмитрий Евгеньевич! Получил удовольствие от чтения вашей статьи - спасибо. Создание 3D-модели не обходится без эскиза образующей (2D), движущейся по направляющей. Кинематические методы образования поверхностей, изучаемые в начертательной геометрии, реализованы в инстументах моделирования графических систем. С уважением К.А. Вольхин |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (3 марта 2019 г. 0:01) |
Здравствуйте, Константин Анатольевич! Спасибо большое. Ваше мнение для нас очень важно. Мы давно с большим интересом знкомимся с Вашими работами и находим в них много общего. С уважением Тихонов-Бугров. |
Солодухин Евгений Алексеевич (5 марта 2019 г. 4:26) |
Здравствуйте Мария Валентиновна и Дмитрий Евгеньевич! Работа действительно интересная и очень нужная. Но я бы хотел сказать несколько слов Александру Львовичу. Логика рассуждений и действий должна присутствовать всегда и везде. И начинать учить логическим построениям необходимо в школе, что раньше и делалось. Сейчас это ложится на плечи преподавателей вуза. Первым предметом, на который в полной мере ложится эта обязанность, является начертательная геометрия. Чтобы решить задачу по НГ нужно ее сначала решить в пространстве. Т. е. требуется пространственное мышление, а не 2D. А решить - значит составить алгоритм - логическую цепь. Что касается эскизирования. Как может инженер или архитектор не владеть карандашом. В цехе или на стройплощадке всегда под рукой компьютер? С уважением, Е.Солодухин. |
Сальков Николай Андреевич (5 марта 2019 г. 11:42) |
Евгений Алексеевич, Вы совершенно правы! Я об этом постоянно твержу, но Александр Львович не хочет меня услышать. С уважением, Н. Сальков |
Дударь Елена Сергеевна (5 марта 2019 г. 20:27) |
Спасибо, Дмитрий Евгеньевич, за подробный ответ. Отдельное спасибо за цитату из В.Розанова. Ваша статья напомнила о том, что при обучении мы даем не только профессиональные знания, но и опосредованно формируем мировоззрение. А такие цели всегда важны. С пожеланиями творческих удач Вам, Елена Дударь |
Головнин Алексей Алексеевич (5 марта 2019 г. 20:40) |
Здравствуйте Евгений Алексеевич! Нельзя не согласиться с Вашими рассуждениями о необходимости логики в начертательной геометрии, но не могу согласиться с тем, что Александр Львовичу приписывается отрицание этого: «А уж о логике - так она нужна в любом подходе к решению задачи, с нее все начинается». В моем представлении это вообще не предмет спора. Просто не понятно. Возможно, Александр Львович меня поправит, если я его неправильно понимаю. Что касается эскизирования, то по ГОСТ 2.125-2008 эскиз может быть выполнен на компьютере, более того, он может быть трехмерным. Эскиз уже давно более широкое понятие, чем чертеж, выполненный без соблюдения размеров. Нам, по крайней мере, необходимо уже начать трактовать его в учебном процессе именно так. Именно в технике эскиза выполняется образующая в компьютерной графике. Вспоминаю даже дискуссии 90-х первых пользователей в первом компьютерном классе, что это ошибка перевода в американских программах. Важность навыков эскизирования в узком смысле как ручного карандашного чертежа тоже навряд ли отрицается Александром Львовичем: «Кто же против научить студентов эскизировать карандашом». Впрочем если я ошибаюсь, Александр Львович, наверное, меня поправит. С уважением Головнин А.А. |
Ракитская Мария Валентиновна (6 марта 2019 г. 19:12) |
Сейчас в век компьютерных технологий «все» стремятся привязать студентов к компьютеру. Кафедры физики, математики, не говоря уже про специальные кафедры стремятся иметь у себя компьютерные классы. Проводят адаптацию дисциплины для использования компьютеров. Компьютер «сделает» лучше, на компьютере проще, линии будут нужной толщины и яркости, текст в Word написан без ошибок и хорошим шрифтом и т.д. Это приводит к тому, что человек перестает работать руками, уменьшается его моторика, теряется развитие его способностей и мозга. К тому же существует страшная опасность компьютерной зависимости. Одно дело, когда человек по работе сидит за компьютером (для него он только инструмент работы) и он оказывает на него меньшее воздействие. Врачи давно говорят, что сидеть за компьютером непрерывно надо не более 1 часа, затем 20 мин отдыхать. Исходя из этих соображений, надо стремиться сохранять дисциплины, где студент может работать руками, да к тому же развивать мозг. Для этого и подходит прекрасно НГ. Как приятно слышать от студентов, когда они вспоминают о начертательной геометрии с удовольствием: «Какой я геликоид нарисовал!», «Я эту задачу прекрасно помню», «А мне начертательная геометрия больше нравилась». Как часто мы забываем про эту сторону, сторону тех с кем мы работаем. Как дорого ценится человеком то, что человек создает своими руками. М.В. Ракитская |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (9 марта 2019 г. 23:46) |
Ирина Дмитриевна, здравствуйте. По поводу технологии перевёрнутый класс рекомендую посмотреть публикацию . Антонова Н.Л., Меренков А.В. Модель «перевёрнутое обучение» в системе высшей школы: проблемы и противоречия. Integration of education. Vol. 22, no. 2. 2018. С уважением, Тихонов-Бугров. |
Селиверстов Александр Владиславович (10 марта 2019 г. 0:28) |
Здравствуйте, Дмитрий Евгеньевич. Позвольте отметить, что журнал Integration of Education (Интеграция образования) индексируется Scopus и имеет хороший рейтинг. В Scopus процентиль 44% по теме Education. Его издаёт Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (г. Саранск) http://edumag.mrsu.ru/index.php/ru/ Может быть кому-то пригодится, поскольку многие спрашивали о журналах. Публикует статьи по педагогике, но индексируемые Scopus журналы пригодны для защиты диссертации по любой теме. Хотя обсуждался вопрос о внесении в будущем дополнительных ограничений. С уважением, А.В. Селиверстов |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (10 марта 2019 г. 12:40) |
Здравствуйте, Александр Владиславович! Большое спасибо за информацию. С уважением, Тихонов-Бугров. |
Глазунов Константин Олегович (12 марта 2019 г. 12:43) |
Мария Валентиновна! Да наше образование оставляет желать лучшего, но наши студенты стараются и многие из них достигли определенных вершин. Так что мы с вами. |
Дюмин Владимир Андреевич (18 марта 2019 г. 10:09) |
Уважаемые коллеги! Доклад весьма интнресный, начиная с нестандартного названия. Своевременно поднимается вопрос о воспитательной стороне деятельности ВУЗа.Мы должны не только учить будущего специалиста, но и воспитывать его. Не дадим ВУЗу скатиться в яму под названием "оказание образовательных услуг". С уважением Дюмин В.А. |
Шереметьева Марина Ивановна (21 марта 2019 г. 19:00) |
Добрый день уважаемые коллеги. Прочитав Вашу статью, меня затронули многие аспекты, которые рассматриваются в статье, например, в образовании главное понять, чему студента пытаются научить, что от он должен осмыслить и понять философию и религию предмета, а за тем осуществить и по возможности выполнить, то, что от него требуется. Конечно времени очень мало для достижения каких-то высоких вершин, но стремиться необходимо. Статья заслуживает уважения. |