Назад Go Back

Что делать?




Перейдем в конструктивное русло...

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Ротков Сергей Игоревич
(12 марта 2019 г. 14:43)

Коллеги!

Читаю материалы уже которой конференции КГП и не могу сдержаться от ворчания (не сочтите, что старческого).

Который год обсуждаются одни и те же вопросы и проблемы, а результат на кафедрах нашего профиля один и тот же, точнее никакой.

Принцип действия предельно простой. Кто хочет сделать дело – находит способ, кто не хочет – находит причину, почему это нельзя сделать. Проанализируйте весь массив сообщений за несколько лет, и вы увидите всю картину, а после этого автоматически следует вывод – кто есть кто, и кто на что способен.

Кто мешает вам сменить название кафедры в соответствии с действующей номенклатурой ВАК. Никто. Дело одной докладной на Ученый совет вуза.

Кто мешает вам открыть магистратуру. Никто. Я же писал, дело некоторого количества докладных и рабочих программ – и резкое увеличение часов на кафедре. Вам никто не будет выкручивать руки – читай только то или только так. А магистратура – способ подготовки новой генерации профессорско-преподавательского состава, далее отбор кандидатов в аспирантуру.

Толку от того, что мы обсуждаем, что и как преподавать, если расформируют или реорганизуют кафедры, а вас попросту разгонят. Это кому - нибудь надо? Мне лично – нет. Я не для того угробил почти 30 лет жизни, чтобы кто-то ликвидировал кафедру, которую создавал еще В.С.Полозов.

Никто не будет за нас делать дело, если мы сами, каждый на своем месте, не сделаем его.

Вы думаете, это было так просто реорганизовать НМС? Какой-то нахал (т.е. я) просто взял позвонил на прямой телефон зам. Министра, договорился о встрече, и все поехало само собой по накатанной? Жестоко ошибаетесь.

Про журнал Г&Г я уже писал. Пришлось пойти поперек решения ВАК. Журнал надо тоже реформировать. Пока не знаю, как. Никто не отрицает его нужность, важность и полезность, но репутация журнала – не на том уровне, который требуется в нынешней обстановке.  

О других моментах нашей деятельности – в другой раз.

Коллеги, наболело!

Извините за резкость, может быть излишнюю.

С уважением, С.И.Ротков.

Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(12 марта 2019 г. 16:27)

Уважаемые коллеги!

Созрели для того, чтобы прокомментировать некоторые положения в содержании горячо обсуждаемых докладов А. Л. Чемпинского.

  1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ…

«Фундаментальное переосмысление существующего учебного процесса и радикальное его перепроектирование с целью достижения нового уровня эффективности обучения (качества, экономичности и времени подготовки). Как базовый курс основ геометрического моделирования в машиностроении».

Неплохо было бы для подкрепления стереометрии в старших классах в инж. лицея давать основы НГ, раз содержание ГГП в вузе начинаете сразу с моделирования. Уже был многолетний положительный опыт в аналогичном нашем казанском лицее. Теоретические основы знаний для построения изображений ещё никому не вредили. Особенно в старших классах. Сейчас все разрушили. Новое руководство пришло.

«Задача дисциплины развить пространственное воображение, манипулируя с 3D БЭФ и деталями и создавая их композиции в пространстве без использования эскизов и чертежей».

 

Во-о-от! С применением CAD мышление граф. образами перестроилось.

Конструкторским навыкам легомоделирования в зарубежах давно учат с самого детства. И в результате получили дефицит конструкторов-творцов новых ТО (типа Р. Алексеева, Сикорского, Антонова, Туполева и т.д.) с пространственными представлениями на основе образов творческого воображения (или воссоздающего), а не репродуктивными, на образах памяти. Дефицит у них наметился намного раньше, чем у нас. Эта беда и нас возникнуть может. Мы еще не дошли до столкновения с этим вплотную. Кроме освоения инструментальных (это должно нарабатываться в процессе деятельности по созданию ЭМИ, параллельно) инженерное мышление и профессиональную интуицию надо бы развивать, образное мышление. Копиистов и так вездеи во всем хоть дустом посыпай.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В НОВОМ УЧЕБНОМ КУРСЕ "ОСНОВЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ"

5-9 семестры вы уже не включаетесь, базу создали для одного направления подготовки? Это хорошо для прикладных бакалавров в корпоративных вузах (в корпоративном университете GM, например, так).

  1. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

«Асекритова С.В.: О такой масштабной и связанной сквозной 3D подготовке можно только мечтать!»

 Да нам ее уже давно пора организовывать! Нас приводит в восторг последовательная и основательная, с очень достойными  результатами работа Токарева В.А. на вашей кафедре.

 

«Ответ Александру Олеговичу: Ваша трактовка "нового мышления" логически понятна, заслуживает обсуждения, но я в области современной педагогики, к сожалению. не специалист».

Чтобы курс был корректно связан с параллельными и базирующимися на нем спец. дисциплинами, возможно должны быть параллельные или интегрированные в основные профильные дисциплины лаконичные эл. модули граф. подготовки. Это спецы на их материале лучше нас дадут. Обучающая информация, выданная задолго впрок, вряд ли полезна. Особенно если дана как киноролик. Медиа в образовании служат для решения образовательных задач. Преподавателю высшей школы, использующему медиа технологии, с этим приходится считаться, основываясь на педпсихологии. Это неплохо было бы обсудить вживую на нашем форуме, т.к. здесь высока опасность развития клипового мышления

  Наша админша  в LMS Black Board сейчас на учебе в Германии: постоянно общаемся с ней в Whatsapp по организации учебного процесса. Говорит, что мы отстали лет на 30. Они как раз в русле естественно происходящего обучения (NL), работают в своих образовательных департаментах. Тесты используют только при подготовке, полноценные экзамены сдают письменно - ответ через несколько дней, никаких определений наизусть, главное, объяснить, почему так думаешь. За критическим, аргументированным мышлением при рассуждении у обучающихся следят.

С уважением, Елена Усанова и Людмила Шацилло.

P.S. Очень рады встрече с коллегами на форуме. Всем удачи, здоровья, благополучия.

Соколова Людмила Сергеевна
(12 марта 2019 г. 17:37)

Здравствуйте уважаемые авторы доклада, Леонид Андреевич, Александр Иванович и Сергей Викторович!

Хотя и с опозданием, но хочу дополнить свой ранее заданный Вам вопрос следующими соображениями. Речь пойдет о теоретической составляющей в учебном процессе, без которой научная кафедра рискует превратиться в обучающий центр.

Я обратила внимание, что Вы включили в свою Программу целый ряд вопросов, которые составляют компетенцию такой общеобразовательной дисциплины для втуза, которую сегодня можно было бы назвать как " Инженерная геометрия". Эти вопросы, а Вы справедливо уделяете им внимание в своей Программе, представляют интерес для разных специальностей и разных изделий, будь это двигатели, ракеты,колесные специзделия и проч. Но в политехнических университетах широкого профиля при большом количестве разнообразных направлений представляется нерациональным изучать теоретические вопросы геометрии в составе каждой спецдисциплины. Спецкафедры могли бы уделить больше внимания специфике сквозного проектирования своих специзделий, если бы вопросы инженерной геометрии были бы сосредоточены в одной отдельной дисциплине " Инженерная геометрия", которая не только бы представляла интерес для технических вузов разной направленности, но и являлась бы теоретической составляющей учебного процесса вместо НГ.

Ваша Программа не будет обеднена содержанием, если бы Ваши студенты приходили на спецкафедру уже подготовленными на примерах геометрических объектов такого предмета как " Инженерная геометрия" и приступали бы сразу к изучению проблематики Ваших изделий. Таким образом новизна и современность Вашей Программы нисколько не потеряла бы необходимости  в ее реализации.

Для примера приведу  ссылку на проект программы учебной дисциплины по наглядной инженерной геометрии для бакалавриата, ознакомившись с которой, Вы увидели бы, что в ней нашли отражение именно те вопросы геометрии, которые Вы посчитали важными и включили в свою Программу ( см. [7] из списка литературы к моей статье на сегодняшней конференции).

Л.С.Соколова.

Фото
Хейфец Александр Львович
(12 марта 2019 г. 18:31)

Сергей Игоревич, два вопроса:

1. не могли бы Вы сформулировать, в чем, на Ваш взгляд, недостатки журнала ГиГ и по каким направлениям ему нужна реорганизация.

2. Вы говорите об открытии магистратур. Но это возможно лишь для выпускающих кафедр. Сколько, по Вашим данным, у нас кафедр графики, являющихся выпускающими. По моему, только одна - Ваша. Даже в Перми, у Ирины Дмитриевны, вроде, уже не выпускающая.  В МАИ, у М.Ю. Куприкова  - тоже нет. Буду рад, если ошибаюсь. И в развитие - если открывать выпускающую кафедру а с ней магистратуру, то по каким направлениям. Ранее призывали к выпускающим кафедрам по различным вариантам дизана. А сейчас - по инженерной геометрии?. А где брать специалистов. Наша кадровая проблема Вам должна быть известна.

С уважением. А.Л. Хейфец.

Фото
Горнов Александр Олегович
(12 марта 2019 г. 19:15)

     Уважаемые коллеги,

 последний комментарий Л.С. Соколовой вызвал желание кое-что уточнить.  Мне  кажется,  обсуждая различные аспекты Инженерной геометрии как обновленной парадигмы дисциплин кафедр ИГ, мы вкладываем разное содержание в это понятие. По мне - инженерное значит функциональное. Функциональное,  значит связанное с неким преобразованием вещества, формы, изменением положения в пространстве и т.д.  Для каждого вида техники или технических процессов характерна специфическая (функциональная), а значит  инженерная геометрия. Более того, это “специфическая упаковка” для других  физических характеристик технического объекта и характеристик его работоспособности. А сама геометрия зависит от того,  как она технологически и в материале реализуется, как взаимодействует с геометрией других ТО и человеком.

 Мне кажется названного достаточно,  чтобы возразить против предварительного “геометрического теоретизирования”, которое должно предшествовать изучению ТО специализаций и их геометрии. Надо с “молодых ногтей” прививать навыки критического анализа геометрии ТО специализаций, её обобщенному описанию и фиксации.

 После накопления навыков общения с такой геометрией, для обеспечения фундаментальности инженерной подготовки  и нужен некий обобщающий курс геометрии, приложения которого уже знакомы студентам и они понимают о чем речь и поймут прагматический потенциал обобщающих абстрактных моделей. О таком видении Инженерной геометрии мы писали с Михаилом Николаевичем Лепаровым на прошлой КГП.  Пытались подобное предложить с казанскими коллегами в этом году. С ними же, уже не раз обращали внимание, что модели ( а это и есть теории ) не должны при познании опережать моделируемые объекты и явления. Модель впереди объекта в процессе  синтеза, а это вторая стадия любой деятельности ….        

.                          К сему А.О.

 

Фото
Горнов Александр Олегович
(12 марта 2019 г. 19:50)

 Сергей  Игоревич, здравствуйте !  Присоединяюсь к последним вопросам  Александра  Львовича 

Фото
Ротков Сергей Игоревич
(12 марта 2019 г. 20:50)

Александр Олегович и Александр Львович!

Организация магистратуры автоматически делает кафедру выпускающей. Мы сознательно не стали тратить время на подготовку бакалавров, а занялись организацией магистратуры. Есть стандартные требования, единые для всех вузов, определяющие возможности организации. Эти требования относятся к кадровому составу кафедры, к направлениям подготовки, к формированию ООП. Я неоднократно писал, что подготовка магистрантов по профилю "Инженерная геометрия и компьютерная графика" возможна только по направлению "Информационные системы и технологии".  Я много лет занимался подбором кадрового состава кафедры, кандидатов и докторов наук. Кадровый состав кафедры можете посмотреть на сайте ННГАСУ, там есть страничка кафедры. К работе магистратуры привлечены специалисты НИИ и промышленности, мои бывшие студенты и аспиранты. Прием в магистратуру небольшой.2-3-4 человека. Лучше меньше да лучше. На кафедре из предыдущих выпусков осталось 2 человека, молодых преподавателей, у которых на выходе в данный момент кандидатские диссертации. Им уже  поручены работы по грантам РФФИ. Также на сайте ННГАСУ есть вся информация о читаемых дисциплинах, аннотации рабочих программ и другие материалы.

На вопрос о реорганизации журнала пока ответить не могу. Надо думать и искать решение.

С уважением, С.И.Ротков.

Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(12 марта 2019 г. 21:00)

Уважаемый Сергей Игоревич, здравствуйте!

Мне кажется, что Вы не совсем чувствуете положение на местах, судите с высоты своего положения, сложившегося авторитета для руководства ННГАСУ и наработанного за многие годы ресурса Вашей кафедры. Для нас существуют обстоятельства непреодолимой силы.

1. На местах жизненно необходимы авторитетная поддержка в лице руководящего и направляющего ГНМС по инженерной геометрии и компьютерной графике и весомые аргументы в виде исходящих от него методических рекомендаций. Тогда отношение к кафедрам как второстепенным, снижающим общую успеваемость студентов в вузе и увеличивающим процент отсева, может и изменится.

2. Необходима также носящая рекомендательный характер для технических вузов Примерная образовательная программа базовой ГГП в области образования «Инженерное дело» с обновленным названием дисциплины.

3. Несколько слов по организации образовательной деятельности на кафедрах.

Непонятно почему Вы утверждаете, что нельзя открыть бакалавриат по нашему профилю. Утвердить новое направление, создать новый ФГОС по инженерной геометрии и компьютерной графике в рамках существующей номенклатуры — это, конечно, сегодня невозможно. Но заявить профиль образовательной программы бакалавриата «Инженерная геометрия и компьютерная графика» в рамках направления, например, того же «Информационные системы и технологии», почему нет? При условии, что бакалавриат этого направления лицензирован в вашем университете. Ведь для магистратуры Вы это сделали! Замечу, что сегодня в ФГОСах нет перечня дисциплин, и учебный план — дело разработчиков ООП.

4. Для нашей кафедры заявка новых образовательных программ в нашем вузе сегодня нереальна, т. к. плановое распределение бюджетных мест по реализуемым ООП происходит за два года до приема, а открытие магистратуры требует 70% остепененности на кафедре. Число ставок в университете к тому же непрерывно уменьшается, и бюджетный прием тоже уменьшается.

И в заключении. Руки нам выкручивают постоянно. Но и в этих условиях мы пытаемся удержаться на плаву…

С уважением, И.Д. Столбова

Фото
Горнов Александр Олегович
(12 марта 2019 г. 21:20)

  Сергей  Игоревич , спасибо, понятно.  Но:  1) предлагаемое  означает, по - моему, расформирование большинства существующих кафедр графики.   2)  И,  все таки,  каковы претензии к журналу , а не пути его реформации , что будет ясно из того, какие претензии.  

 

 

 

  .                         

Фото
Ротков Сергей Игоревич
(12 марта 2019 г. 21:40)

Александр Олегович!

О претензиях к журналу я написал в самом первом своем комментарии. Отрицательные решения экспертных советов по математике, педагогике и управлению и вычислительным системам. Это все о чем моугу написать на открытом форуме.

С уважением, С.И.Ротков.

Фото
Ротков Сергей Игоревич
(12 марта 2019 г. 21:41)

Ирина Дмитриевна!

Я учту Ваши замечания и пожелания.

С уважением, С.И.Ротков.

Фото
Горнов Александр Олегович
(12 марта 2019 г. 21:47)

Сергей Игоревич , пусть так , не буду больше  развивать вопрос на открытом форуме ... 

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(12 марта 2019 г. 22:17)

Полностью поддерживаю Ирину Дмитриевну. Добавлю, у нас магистрантами руководят только доктора наук.

Фото
Усанова Елена Владимировна
(20 марта 2019 г. 14:56)
Уважаемые коллеги! По ходу “пьесы” возникло желание кое-что добавить к нашему докладу, используя несколько другие аргументы и формулировки, но не в объеме целого доклада, а , пусть и длинной, реплики в кулуарах .
…… Современная ГГП должна соответствовать целям и требованиям к профессиональной деятельности инженера, прежде всего, методологии проектно-конструкторской деятельности, изменяющейся вследствие её информатизации с переходом от последовательной PLM-схемы жизненного цикла к CE/PLM схеме. Если для PLM еще была возможна традиционная последовательная линейно-дисциплинарная структура образовательного процесса в инженерной подготовке, то при переходе к CE/PLM необходим сразу целостный комплекс ЗУВ. Это предполагает организацию инженерной подготовки на основе системной интеграции образовательных структур, объектами которой становятся:
  • образовательные программы инженерной подготовки,
  • обучающие технологии,
  • содержание образования и адекватные ему формы учебных занятий.
Гарантированное качество обучения, кроме дидактической инженерии, педагогического мастерства преподавателей, коучинга, дополнительно обеспечивается и за счет отраслевого бенчмаркинга (изучения опыта других университетов для повышения конкурентоспособности) для использования ресурсов бенчмаркинговых сетевых сообществ в образовательных инновациях (нам просто необходимо расширение сетевого профессионального сообщества для обмена живым опытом и соответствующими организационными результатами). (К примеру, корпоративный университет Кеттеринг (США, GM) взаимодействует с университетами Германии в Эсслингене, Констанце, Ульме, Висбадене. Эти университеты проектируют идентичную структуру учебных планов и, в соответствии доминирующими направлениями развития региональных производств, предоставляют более глубокую подготовку по этим направлениям, тем более, что современные ИКТ позволяют организовать такое обучение).
Для этого нам необходима в сотрудничестве с промышленностью и бизнесом, с опорой на традиции отечественной инженерной школы и привлечением передового международного опыта общая стратегия системной модернизации ГГП, позволяющая обеспечить поиск методологических подходов и новых форм организации учебно-информационного взаимодействия. В настоящее время в вузах РФ она реализуется, в основном, по следующим направлениям:
  1. Создание педагогических условий для формирования ГГ-компетентности, отвечающей требованиям ФГОС, профессиональных стандартов и запросам работодателей в контексте комплексной информатизации производства (на нашей конференции видим пример такой работы на запрос в статьях А. Л. Чемпинского).
  2. Реализация перехода ГГП на технологии 3D-моделирования (все дружно переходим).
  3. Создание методологии сквозного многоаспектного мониторинга оценки качества ГГП с целью продуктивного корректирующего воздействия на значимые факторы формирования геометро-графической компетенции.
С целью повышения эффективности ГГП в подготовке к инженерным профессиям важно:
  • учить будущих инженеров на реальных и квази-реальных проектах (самый лучший тест – реальная задача!);
  • системный подход в формировании инженерного мышления у студентов;
  • включение социальных дисциплин в инженерное образование (азы экономики в тех. вузах индустриально развитых стран, например, начинают изучать с 1-го курса);
  • организация жизни внутри вуза: влияние форм и методов обучения на то, какой специалист получится на выходе.
Все это требует развития ГГП на основе комплекса методологических подходов, концепций и дидактических принципов с учетом многоуровневости и непрерывности, психологических механизмов усвоения ЗУВ в условиях информатизации. Вопрос о том, какие дидактические задачи должна решать базовая геометро-графическая подготовка (кафедры графики, возможно, объединенные с кафедрами основ конструирования ТММ, Детмаш и т.п.), а какие возложить на профильную проектно-конструкторскую (профильные кафедры). Концепция CE/PLM оказывает влияние на перестройку образовательных структур в вузах, объединение кафедр и интеграцию их деятельности, переход от линейно-дискретной структуры содержания ГГП к иерархической и т.д.
Наиболее оптимальное решение проблем интегративной целостности ГГП в современных условиях дает концепция естественно происходящего обучения (NL). Организация структуры инженерной подготовки с учетом межпредметных связей в ней созвучна с CE/PLM. В структуре американской и европейской систем высшего технического образования на эмпирическом уровне стремление к естественному обучению в проектно-деятельностном, проблемно-ориентированном формате давно имеет место. Признаки концепции наблюдаются и в подходе к повышению качества образовательных программ, представленном в европейском проекте Tuning, который практически описывается в терминах инвариантной структуры деятельности NL.
Задачи, которые необходимо решить уже в базовой геометро-графической подготовке для формирования базовой ГГ-компетентности для успешного функционирования в CAD/CAM/CAE-среде и на ее основе осуществлять дальнейшую проектно-конструкторскую подготовку, это:
  • развитие способности к анализу и синтезу геометрической формы (активные формы обучения);
  • готовность к самообучению и мобильному освоению методов формообразования и аннотирования конструкторской документации с применением CAD-систем;
  • готовность к командной и индивидуальной деятельности.
Задача нашего научно-образовательного сообщества в условиях информатизации образования, как сказала академик Ирэна Роберт еще в 2011г. на конференции в МГУ, создавать качественную педагогическую продукцию, реализованную на базе ИКТ, т.е. такие ЭОР, (в области ГГП тоже), которые бы были равноценны нашему живому общению со студентами в их самообучении.
С уважением, Елена Владимировна, Людмила Анатольевна, Александр Олегович.
Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(20 марта 2019 г. 16:26)

Об упомянутой в нашем комментарии концепции структурирования инженерной подготовки (NL), интегрирующей обсуждаемые современные тенденции ВТО, подробнее можно ознакомиться по приведенным ниже работам:

  1. Горнов, А.О. Формирование образовательных программ  в контексте концепции естественной структуры (NL) инженерной подготовки/ А.О. Горнов, Е.В. Усанова, Л.А. Шацилло // Электронная Казань-2014: материалы четвертой Международной научно-практической конференции (22-24 апреля 2014 г.). В 2-х ч. Ч.1. - Казань: издательство «ЮНИВЕРСУМ», 2014. - С.176-184.
  2. Горнов, А.О. Основные положения концепции естественной структуры инженерной подготовки (Natural occurring Leaning - NL) / А.О.Горнов, Л.А.Шацилло // Образование и саморазвитие.- 2013. – № 4(38). – С.30-36
Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(20 марта 2019 г. 17:01)

Елена Владимировна, ВАУ! ОКЕЙ! До чего надоели англицизмы! Разве пресловутый кучинг не есть составляющая педагогического мастерства? Да здравствует Отец отечественного коучинга УШИНСКИЙ!

  С уважением, Тихонов-Бугров.

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(20 марта 2019 г. 18:17)

Уважаемые Елена Владимировна, Людмила Анатольевна, Александр Олегович!

Представляется важным Ваше замечание о необходимости расширения сетевого профессионального сообщества для обмена живым опытом и соответствующими организационными результатами (20 марта 2019 г. 14:56).

Трудно переоценить возможность общения и обмена опытом, предоставляемую нам уже много лет коллективом, руководимым уважаемой Ириной Дмитриевной Столбовой.

Но уже, наверное, есть потребность в более продуктивном обмене, тем более уже есть результаты, которыми коллеги из передовых вузов делятся.

В ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации" есть статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ.

Есть теоретические разработки в части сетевого образования, например:

https://science-education.ru/ru/article/view?id=10981

У Вас слово сетевое, насколько я понял, применено в другом значении, но навеяло поделиться этой информацией, о которой узнал случайно раньше.

С уважением Головнин А.А.



Назад Go Back