ПамятиАлександраАлександровичаГлушкова |
Искренне хочется добрым словом помянуть Александра Александровича Глушкова, ушедшего из жизни совсем недавно, рассказать о человеке, всю сознательную жизнь посвятившем Пермскому политехническому институту и кафедре инженерной графики.
Александр Александрович Глушков родился в 1927 году в Читинской области в семье железнодорожника. В детстве Александру Александровичу пришлось много переезжать с семьей с места на место. 1936 году переехала в г. Краснокамск Пермской области.
Когда началась война, Александр Александрович учился в школе. Как и все школьники военных лет, работал в колхозе на уборке урожая. В 1943 году поступил учиться в Ленинградский военно-механический институт, который в ту пору был в эвакуации в Перми.
В марте 1944 года Александр Александрович был зачислен в студенческий трудовой отряд и отправлен в Ленинград на восстановительные работы. Бойцы отряда расчищали завалы, восстанавливали дома. Александру Александровичу пришлось поработать и строителем, и грузчиком, и разнорабочим. За полгода работы в отряде, до сентября 44-го, бойцы отряда, по сути, разделили судьбу жителей Ленинграда, недавно освобожденного от блокады.
Учась на 3-, 4- и 5-м курсах, параллельно работал лаборантом в конструкторском бюро на одной из кафедр института. Там приобрел навыки инженера-конструктора, существенно пополнил свои знания. В 1949 году окончил институт и получил специальность инженера-механика по артиллерийским системам и установкам.
После окончания института три года работал лаборантом на одной из кафедр, поступил в аспирантуру, которую в 1953 году успешно закончил, защитил диссертацию, и ему была присуждена ученая степень кандидата наук.
В 1956 году был направлен на работу в Пермский вечерний машиностроительный институт (ПВМИ). Уже в 1958 году был избран на должность декана механико-технологического факультета.
ПВМИ наряду с Пермским горным институтом был в ту пору основным зачинателем высшего технического образования в Перми. Это были нелегкие, но плодотворные годы становления вуза, и в этом процессе Александр Александрович участвовал самым активным образом. Им были разработаны устав и структура ПВМИ.
Как вспоминают родные Александра Александровича, ему часто не хватало дня для выполнения задуманных работ, и он частенько работал по ночам, а в его комнате рабочие бумаги были разложены повсюду, но в присущем ему строгом порядке.
Он внес большой вклад в организацию учебного процесса, в формирование преподавательских кадров вуза, в расширение его учебных площадей. Вуз начал успешно действовать и стал базой для формирования кафедр машиностроительного комплекса в будущем Пермском политехническом институте.
Рис. 1. Здание Пермского политехнического института (сейчас - ПНИПУ)
Когда в 1960 году был создан Пермский политехнический институт (Рис. 1), Александр Александрович был назначен его проректором по учебной работе. Пришлось вновь браться за организацию учебного процесса теперь уже в вузе, превосходящем по всем показателям ПВМИ, который влился в ППИ.
Новый большой вуз - новые большие заботы. Труднее быть первым - многие проблемы приходилось решать «с нуля», набираться опыта «в пути». Но годы проректорства на стадии становления ППИ оказались плодотворными - были заложены основы организации учебного процесса, появились позитивные традиции, одним словом, первый полномасштабный технический вуз на Западном Урале состоялся, и в этом немалая заслуга Александра Александровича,
Шесть лет проработав в должности проректора, в 1966 году Александр Александрович пришел на кафедру машиностроительного черчения, на должность доцента. Он погрузился в педагогическую и методическую деятельность.
В 1978 году ему опять поручили руководящую должность - он был избран деканом вечернего механико-технологического факультета. Вновь заботы обо всем комплексе проблем учебно-воспитательного процесса.
Его всегда отличал вдумчивый и творческий подход к порученному ему делу. Обладая хорошими организаторскими способностями в совокупности с добротой и порядочностью, он быстро завоевал авторитет и уважение у студентов-вечерников. Он хорошо понимал и учитывал в своей работе со студентами все сложности получения высшего образования без отрыва от производства.
Многие студенты-вечерники, выпускники факультета, получили инженерную подготовку, благодаря отеческой заботе Александра Александровича и благодарны ему за это. Он проработал деканом вечернего механико-технологического факультета вплоть до его закрытия - до 1991 года. Конечно же, в институте отмечали добросовестную работу Александра Александровича на каждом рабочем месте и представляли его к различным наградам: Александр Александрович награжден медалями « За трудовую доблесть», «Ветеран труда», нагрудными знаками «Ударник 10-й пятилетки « и «За отличные успехи в работе» в области высшего образования.
Со своей стороны, мы вспоминаем нашего коллегу как педагога, который очень помог нам, начинающим преподавателям, в профессиональном становлении, помог более четко сформулировать для себя цели и задачи работы преподавателя в вузе, определить в более полной мере свои профессиональные обязанности. Мы научились адекватно оценивать результаты проделанной работы и планировать свою деятельность. Этому он нас учил безвозмездно, щедро делился своим опытом.
Рис.2. Коллектив кафедры тех лет
Когда мы только пришли на кафедру работать, приходилось вечерами в преподавательской готовиться к занятиям, решать задачи, выполнять чертежи. Александр Александрович, приходя на свои вечерние занятия, заметил это, оценил наши усилия, и стал нам помогать, да и в дальнейшем всегда был готов придти на помощь, ответить на интересующий профессиональный вопрос, проанализировать сложный случай. Мы вместе пробовали свои силы и в другом аспекте преподавательской деятельности - методической работе, и в результате под его руководством выпустили ряд методических указаний, некоторые из которых переиздаются и пользуются популярностью и у нынешних студентов, а учебные задания по сборочным чертежам так и называют - «глушковские».
Добрый и сочувствующий, говоривший правду, принципиальный, Александр Александрович дал нам много практических умений из своего опыта, помог грамотно выстроить и систему работы со студентами, найти свой, личный стиль профессиональной деятельности. «Ничто так не побуждает стать лучше, как доброе слово умного наставника» (Р.Я. Малиновский). Это, как нельзя лучше, относится и Александру Александровичу Глушкову. Память о талантливом педагоге, коллеге, принципиальном и очень хорошем человеке навсегда останется в сердцах тех, кому удалось с ним поработать.
Т.В. Грошева, доцент кафедры ДГНГ ПНИПУ
Г.Г. Шелякина, доцент кафедры ДГНГ ПНИПУ, к.т.н.