Дударь Елена Сергеевна
Отправить сообщение
Заместитель заведующего кафедрой "Дизайн, графика, начертательная геометрия" ПНИПУ по научно-исследовательской работе. |
Город: Пермь
Организация: Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Отрасль науки: технические науки
Научная специальность: 25.00.20
Список публикаций автора в РИНЦ
Ссылка на публикации в предыдущих конференциях КГП
Список опубликованных докладов:
Список комментариев:
О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМНОГО ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В БАЗОВОЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В КОНТЕКСТЕ CE/PLM, Усанова Елена Владимировна (29 марта 2017 г. 10:25) |
Александр Олегович, доброе утро! Спасибо за развернутый ответ. Вы совершенно справедливо обращаете наше внимание на важную информационную связь: источник и приемник информации. Полагаю, что «помехи», в том числе когнитивные искажения, возникают сразу же, с первых слов лекции. Вспомните библейское «Мысль изреченная есть ложь» и из обыденного сознания «Каждый слышит то, что хочет услышать». Мы с коллегами иногда говорим об этом и тут же вспоминаем логико-категориальный аппарат философии, «уплывая» к Дж. Беркли, Д. Юму, к теории познания И. Канта или еще дальше :). Вопрос мы ставим, другое дело как его решить, особенно в «эффективно-контрактном» контексте… Вот и пытаемся увидеть разные аспекты проблемы, поэтому, как справедливо пишет Елена Владимировна, «и принялись исследовать везде». Искренне полагаю, что именно в таких ситуациях выручают коллеги, их дружеское участие, щедрость, с которой они делятся своими работами, наблюдениями и опытом. Спасибо им. Удачи Вам и всего доброго! Елена С. Дударь |
О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМНОГО ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В БАЗОВОЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В КОНТЕКСТЕ CE/PLM, Усанова Елена Владимировна (27 марта 2017 г. 11:38) |
Спасибо, Елена Владимировна, за четкий ответ, за подробные ссылки на литературу по инженерной психологии. К чтению литературы подобного рода присоединилась недавно и в силу необходимости. Уже писала, что занимаюсь студентами-иностранцами. Конечно, начала с «первоисточников», в переводе прочла классика - Дж. Брунер "Психология познания. За пределами непосредственной информации". Да, еще периодически слушаю популярные лекции Т. Черниговской (С.Пб УНИ). В её лекциях есть замечательная мысль о паузе в процессе принятия решений. Вызывает массу эмоций. 1. До настоящего времени не определилась с вопросом о соотношении инженерной психологии и психологии вообще. Видимо, есть какая-то специфика в предпочтительном типе мышления. Другое дело насколько это ярко выражено? Слишком много информации. Это ведь тоже проблема, не успеваешь читать даже «классиков». 2. Мы рассматриваем массу технологий обучения и методик их реализации, а студент все равно плохо понимает материал, путает углы в 60 и 30 градусов (Н.А. Сальков), слабо знает о перпендикулярности и параллельности (К.Г. Носов, Е.С. Дударь), а эффективность лекций составляет около 15 % (А.О. Горнов). Прекрасно понимая, что получение информации есть сложный перцептивный процесс, не следует забывать о том, что по своей сути он субъективен, а потому трудно поддается и оценке, и корректировке. Полагаю, что на обучение влияют как когнитивные искажения, так и не сформированность понятийного мышления на уровне базовых категорий с установлением корректных логических связей между ними, о чем Вы совершенно правильно пишите. 3. Интересная постановка вопроса о детренированности «мышления вообще», сомнения по данному пункту «имеют место быть, ведь к мышлению относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. Есть о чем подумать. В системе «преподавание — учение» мы гораздо меньше уделяем внимания «учению», упоминая об этом в контексте активизации обучения, организации самостоятельной работы и т.д. Присоединяюсь к мысли, что в условиях глобальной информатизации вопрос о том «как учить» весьма актуален. В целом о формировании «блогерского мышления текстами-буллитами» много пишут, может это естественный путь развития? Не будем заглядывать далеко… Еще раз благодарю за «японскую» статью и другие присланные материалы. Удачи Вам в научных исследованиях и всего доброго. Елена С. Дударь
|
О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМНОГО ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В БАЗОВОЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В КОНТЕКСТЕ CE/PLM, Усанова Елена Владимировна (24 марта 2017 г. 20:19) |
Добрый день, Елена Владимировна! Спасибо за доклад, всегда с большим удовольствием читаю Ваши статьи. Рассматривая процесс обучения как специфический (особый) вид познавательной деятельности, Вы говорите о его различных уровнях: от наглядного восприятия до понятийного мышления (гносеология). К сожалению, мы часто забываем о психологии познания, хотя часто говорим о формировании творческого мышления в рамках ГГП. В связи с этим мне хотелось бы уточнить данные рис. 1. Почему, все-таки, научное мышление, а не теоретическое? Как с Вашей схемой «Системное политехническое мышление в инженерной деятельности» соотносятся три основных вида мышления: конкретно-действенное (практическое); конкретно-образное и абстрактное? Существует ли в классической психологии познания такое понятие как «техническое» мышление? Давно пытаюсь структурировать многочисленные классификации видов мышления, как всегда все урывками и в условиях цейтнота … А еще очень люблю мыслительный процесс, который называется «ассоциативный» :) Да, спасибо за подробную информацию об экспериментальных данных психологов по вопросу эффективности наглядного восприятия. Если есть возможность, вышлите, пожалуйста, ссылку на исследования японских психологов (г. Осака) о влиянии наглядности в обучении на инженерное творчество. Всего Вам доброго, с уважением Елена С. Дударь |
CИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (стандарты, технические регламенты, сертификаты)*, Горнов Александр Олегович, Сергиевский Юрий Николаевич (20 марта 2017 г. 23:37) |
Спасибо, Александр Олегович, за оперативный ответ. В процентах с Вашей помощью разобралась, все не так уж и плохо. Согласна, что доля документов, требующих корректировки на соответствие нормативным, в общем объеме проектной документации незначительна. С ошибками (неточностями) в проектах встречалась достаточно часто, когда занималась договорной работой. В строительстве даже на стадии рабочих чертежей что-то постоянно меняется, уточняется и согласовывается. Отсюда и ошибки… Однако, ошибки такого рода нормоконтроль не отслеживает, расчеты они не проверяют, да и оценкой принятых технических решений не занимаются. Всего Вам доброго, с уважением Елена С. Дударь |
CИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (стандарты, технические регламенты, сертификаты)*, Горнов Александр Олегович, Сергиевский Юрий Николаевич (19 марта 2017 г. 15:41) |
Уважаемые коллеги, Александр Олегович и Юрий Николаевич! Спасибо за обзор всегда актуальных при проектировании-конструировании данных о нормативной документации, особенно за интереснейший исторический обзор становления системы технического регулирования в России. Заинтересовали результаты оценки качества конструкторской документации со стороны нормоконтроля. Рассмотрим один документ из тех 50% документации, которые требуют доработки или коррекции. Дальше запуталась в следующих процентах «доля документа, содержащего отклонения от ЕСКД, не так велика – всего 5-7 процентов. При этом неточности и ошибки, связанные с изображениями составляет примерно 50 процентов, а коррекции в текстовой части требует 60 процентов из этого объема». Напрямую связала эти проценты с результатами нашей работы и впала в уныние … Если есть возможность, пожалуйста, поясните подробнее вышеназванные цифры. С уважением, Елена С. Дударь |
ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ КЛАССИЧЕСКОГО КУРСА ТРЕХМЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЖА, Власова Мария Владимировна, Мухаркина Анна Анатольевна (18 марта 2017 г. 20:31) |
Добрый день, Мария Владимировна и Анна Анатольевна! Спасибо за статью и прекрасные иллюстрации к тексту. Занимаюсь обучением иностранных студентов и, в связи с этим, мне показалось интересным ваше понимание пространственного воображения и возможностей его развития. Делаете ли вы различие между пространственным воображением и пространственным мышлением? Очевидно, что есть специальные методики по развитию пространственных способностей, насколько успешно их применение? Встречались ли вам данные о соотношении врожденных и приобретенных способностей восприятия пространства? С наилучшими пожеланиями, Елена С. Дударь |
ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ И КОНКУРСЫ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, УМЕНИЯ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, Асекритова Светлана Вениаминовна, Константинов Андрей Викторович, Шевелев Юрий Петрович (14 марта 2017 г. 23:39) |
Добрый день, Светлана Вениаминовна, Андрей Викторович и Юрий Петрович! Спасибо за доклад. Буду вам признательна, если вы чуть подробнее расскажите о номинации «Информационные технологии в архитектуре». Эта номинация перекликается с заданием по дизайну «спроектировать фасад дома без проработки интерьера». Не совсем понятно, что вы имеете в виду, когда говорите о связи интерьера с фасадом здания. Вероятно, речь идет об архитектурных решениях в соответствии с Положением №87 «О составе разделов проектной документации…»? Рассматривались ли МКРС (модульная координация размеров в строительстве), конструктивные и объемно-планировочные решения? Да, почему выбрана такая эксклюзивная специальность как «архитектура», а не «строительство», например? С уважением, Елена С. Дударь |
ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ: ПРОГНОЗ УРОВНЯ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ (геометро-графический аспект), Лызлов Александр Николаевич, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (14 марта 2017 г. 22:08) |
Спасибо, Дмитрий Евгеньевич, за подробный ответ. Творческих сил Вам и Александру Николаевичу, терпения и настойчивости, внимания к деталям и удачи в делах! С наилучшими пожеланиями, Елена С. Дударь |
ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ: ПРОГНОЗ УРОВНЯ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ (геометро-графический аспект), Лызлов Александр Николаевич, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (12 марта 2017 г. 11:59) |
Спасибо, Дмитрий Евгеньевич за обстоятельный ответ. Не могли бы Вы чуть подробнее раскрыть суть поправочных коэффициентов ЕГЭ, которые планируется ввести для учета специфики высшего учебного заведения. Или все-таки лучше собеседование при поступлении, экзамен по профильной дисциплине? Что думают по этому поводу в ВОЕНМЕХе? С уважением, Елена С. Дударь |
СВОЙСТВА ЛИНИИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ВРАЩЕНИЯ С ОБЩЕЙ ПЛОСКОСТЬЮ СИММЕТРИИ, Козырев Эдуард Владимирович, Филоненко Любовь Александровна (12 марта 2017 г. 11:23) |
Добрый день, Эдуард Владимирович, Любовь Александровна и Надежда Васильевна! Спасибо, что делитесь с нами конкретным опытом, так подробно и обстоятельно. В вашем докладе мне показалось интересным сочетание основ геометрии, твердотельного моделирования и аналитического решения задачи. Применяется ли изложенная методика анализа искомой линии пересечения при выполнении лабораторных работ и сколько часов на это отводится? С уважением, Елена С. Дударь |
ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ: ПРОГНОЗ УРОВНЯ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ (геометро-графический аспект), Лызлов Александр Николаевич, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (11 марта 2017 г. 13:33) |
Добрый день, Александр Николаевич и Дмитрий Евгеньевич! Спасибо за замечательную статистику и всесторонний анализ результатов. Удивление вызывает тот факт, что «определяющим для поступления в технический вуз является ЕГЭ по русскому языку», что следует из табл.1. Мне показалась весьма интересной закономерность между ЕГЭ по русскому языку и математике (пример 2016 г.): при общем снижении успеваемости темпы падения результатов ЕГЭ по математике значительно выше, чем по русскому языку. Как вы полагаете, чем это вызвано и есть ли какое-то рациональное объяснение данному факту? С уважением, Елена С. Дударь |
ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ В ЗАДАНИЯХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА», Ракитская Мария Валентиновна (9 марта 2017 г. 19:56) |
Спасибо, Мария Валентиновна, за подробный ответ. Мне очень импонирует Ваша увлеченность темой, старание развить творческое мышление у студентов. В связи с этим задумалась над оценкой «степени самостоятельности» работы студентов. В творческом процессе трудно оценить вклад отдельного участника, определить в какой степени он оперирует известными решениями, что подсказано педагогом, а что является предвестником новых изобретений. Вероятно, и Вы задумывались об этом. Удачи Вам и одаренных учеников, Елена С. Дударь |
ПОСТРОЕНИЕ ЛИНИЙ ВЕРОЯТНОГО ВОДОТОКА НА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ В БН-ИСЧИСЛЕНИИ, Конопацкий Евгений Викторович, Чернышева Оксана Александровна (9 марта 2017 г. 19:47) |
Добрый день, Евгений Викторович и Оксана Александровна! Спасибо за доклад. Построение цифровой модели топографической поверхности требуется для выполнения проектных работ в строительства и горном деле. Является ли Ваше решение приложением к учебным заданиям или это научно-исследовательская работа? Есть ли у Вас опыт практического применения данного алгоритма? С уважением, Елена С. Дударь |
ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ В ЗАДАНИЯХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА», Ракитская Мария Валентиновна (5 марта 2017 г. 21:07) |
Добрый день, Мария Валентиновна! Рада встречи с Вами на очередной конференции КГП, всегда с интересом знакомлюсь с Вашими публикациями. Хотелось бы уточнить, какие из приемов ТРИЗ наиболее востребованы студентами, и какие из них вызывают наибольшие затруднения? Правильно ли я поняла, что 6 часов в неделю (из них 4 СРС) отводится на творческие задания по конструированию? С уважением и пожеланиями удачи, Елена С. Дударь. |
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ, Селиверстов Александр Владиславович (5 марта 2017 г. 14:08) |
Уважаемый, Александр Владиславович! С большим интересом прочитала Вашу статью. Предпочтительность графических форм предъявления информации по сравнению с вербальной формой обусловлена, видимо, тем фактом, что зрительное восприятие поставляет большую часть информации для мозга. Встречали ли Вы исследования по проблемам оптимального соотношения зрительной и вербальной информации в процессе обучения? Пробовали ли Вы при коллективном изучении такой абстрактной науки как математика, учесть субъективный характер восприятия информации? С пожеланиями удачи, Елена С. Дударь. |