Шацилло Людмила Анатольевна
Отправить сообщение
Кандидат технических наук, доцент, инженер-физик в области термо - аэродинамики. Проводила исследования по расчету характеристик на квазитрехмерных математических моделях осевых компрессоров с транс- и сверхзвуковыми ступенями и их идентификации по результатам испытаний, оптимизации геометрических параметров проточной части при доводке изделий. Параллельно преподавала на кафедре НГ и МЧ КАИ, на курсах повышения квалификации преподавателей графических дисциплин ИПКРО РТ, была ведущим специалистом CAD/CAE/CAM-центра КАИ. Научных публикаций в открытой печати нет; по различным аспектам инженерной педагогики около 40 работ. С конца 2014/2015 уч.г. на пенсии. |
Город: Казань
Организация: Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева
Отрасль науки: технические науки
Ссылка на публикации в предыдущих конференциях КГП
Список опубликованных докладов:
Список комментариев:
Поговорим "без галстуков", (29 марта 2017 г. 2:00) |
Дорогие участники ! Многая лета этой конференции, которая дает возможность продуктивно пообщаться, выяснить позиции в профессиональном споре, увидеть рост уровня компетентности образовательного сообщества в данной предметной области, которая, как видим, расширяется и интегрируется с новыми областями. Особое спасибо руководству ПНИПУ за материальную поддержку конференции, Оргкомитету и работникам, обеспечивавшим ее техническое сопровождение. Всем благополучия, здоровья и мирного неба над всем континентом. До встречи в следующем учебном году!
|
О РЕОРГАНИЗАЦИИ КУРСА НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, Суфляева Наталья Евгеньевна (10 марта 2017 г. 15:06) |
Ок! Мой e-mail shatcillo@mail.ru Skype shatcillo До 2-х ночи не поздно. В Америке в это время ранний вечер, все свободны и разговариваем. Из Сирии тоже бывшие наши аспиранты звонят по ночам, когда у них электричесво есть. Звоните, пишите. Есть что обсудить. С уважением, Л.А. |
О РЕОРГАНИЗАЦИИ КУРСА НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, Суфляева Наталья Евгеньевна (9 марта 2017 г. 14:52) |
Уважаемая Наталья Евгеньевна! Вы несправедливы по поводу своего дяди. Мои слова могут подтвердить преподавательницы кафедры, некоторые еще живы. А.П.Тунаков был к нему очень уважителен и бережлив. Даже, когда сократили брата Игоря Михайловича, взял его к себе на кафедру. Тогда всех глубоких пенсионеров сокращали, нужна была новая смена. И это правильно. Чтобы не обидеть И.М., он даже сократил меня, чем удивил всю кафедру. И.М. уже был и так уже очень слаб, вдобавок заболел после весенней поездки на дачу, лежал долго в больнице и уже не мог больше работать просто физически. Никто его безжалостно не увольнял, это Вы напрасно. Похоронили его вполне достойно. У меня много тетрадок с записями И.М. по тех. эстетике. На современном фоне - это давно чистый нафталин. Очень не хочется на полях форума обсуждать классику НГ и т.д. Многие ведущие зарубежные и наши университеты давно меняют структуру и содержание дисциплин, используя меж- и мультидисциплинарный подход, применяя проблемно-ориентированные и проектно-организованные технологии, активные формы обучения. Опыт интеграции и мультидисциплинарности во многих вузах и в Вашем, не в последнюю очередь, уже приобретается. CAD-системы, вообще-то, не для применения в НГ разработаны - это инструмент автоматизированного конструирования . Какой век на дворе? Вот и давайте жить в ногу с ним. Если Вы хотите пообщаться на тему И.М. – пришлите сообщение по внутренней связи, please.На КГП есть такая возможность. Думаю, неловко Ваши личные обиды обсуждать сторонним людям. Л.А. |
О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, Дмитриева Ильзина Михайловна, Иванов Геннадий Сергеевич (6 марта 2017 г. 20:00) |
Геннадий Сергеевич! В 1947г. мне было 3 года. Очень сомневаюсь, что заложенные тогда методы используются в алгоритмах КГ, когда мне уже перевалило далеко за... С кандидатскими экзаменами покончила 45 лет назад и далее работала в режиме реального времени на разработке изделий ВПК Присланные мне Вами несколько лет назад извинения за неосведомленность о том, что в МТИ не читают НГ, до сих пор храню в папке "Иванов Г.С." (разделы инжгеометрии, вероятно, изучают в индивидуальной подготовке старшие студенты). Добрые советы принимаю с благодарностью, нравоучения - с легким юмором. Искренне уважаю как специалиста. Л.А. |
О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, Дмитриева Ильзина Михайловна, Иванов Геннадий Сергеевич (4 марта 2017 г. 13:45) |
Глубокоуважаемый Геннадий Сергеевич! П.1. Достижения и научные результаты выдающихся учителей Н.Ф. Четверухина, И.И. Котова, их соратников и учеников даже не имела ввиду называть «наукообразными». О наукообразии сказано именно в контексте преподавания: искусственно использовали символьное оформление алгоритмов графических решений в лекциях и вроде как научнее стало. Кроме того, не разделяю такую методическую позицию: то, что было актуально 60 лет назад - на века ... Сейчас теоретические акценты смещаются на анализ геометрии формообразования (см. статью Я.А.Кокаревой на этом форуме). П.2.Какая кафедра и в пределах какой дисциплины может обеспечить студентов необходимым объемом знаний для освоения САПР? А кто сказал, что в пределах одной дисциплины? Посмотрите на прошлой конференции доклады Пироговой и К*. Они сейчас как раз в авангарде (сожалею об их отсутствии на конференции). НГ там отдыхает. В инструментах CAD, пожалуй, только в процедуре «заметание» кинематическое формообразование можно разглядеть, но это прерогатива не только НГ. С Александром Львовичем могу только согласиться. Проектирование одномерных и двумерных составных форм (обводов) – так и надо давать это тогда и тем специалистам, думаю, где эти конструкции и эти формы изучаются, а не заранее, про запас. Твердотельное моделирование – математика Кунца. И в заключение: Разделяю мнение А.И. Половинкина, В.Ф. Взятышева и др..ю в том числе и нашего близкого коллеги М. Н. Лепарова - учить необходимо на основе изучения новых подходов к освоению инженерного проектирования как своеобразного стиля деятельности. С искренней признательностью за обмен мнениями, Л.А. |
ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ВЛАСТЯМИ, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич, Тозик Вячеслав Трофимович (3 марта 2017 г. 20:04) |
Добрый вечер, Дмитрий Евгеньевич и Вячеслав Трофимович! Если честно, нам и не верилось, что властные структуры вообще отреагируют. Спасибо вам за сподвижничество! А вот теперь, по сути доклада: 1.«Негодная базовая (школьная) подготовка абитуриентов». Причин тьма. Геометро-графическая подготовка, как и всякая другая, тесно интегрирована со смежными дисциплинами (модулями). Опыт работы в авиационном физмат лицее в 80-90гг. показал положительное влияние преподавания НГ на усвоение планиметрии, стереометрии и др. А НГ все старшеклассники усваивали прекрасно. Но это были годы, когда не было засилья вульгарной «наглядности» в образовании, преподаватели были в меру консервативны и использовали эту наглядность ненавязчиво. Это как раз тогда мы использовали графтестирование (карточки в бумажном варианте, которые я Вам, Дмитрий Евгеньевич, присылала в сделанном позже автомат-варианте). Но мы учили уже тогда посредством ГСПИ (графической средств представления информации). И школьники были с высоким уровнем IQ, чего сейчас недостает. И это как раз результат наглядности во всем: симультанность восприятия графических картинок не напрягает мышление, детренируя его. Просто надо использовать при этом когнитивные графтехнологии. Многие педагоги не представляют грамотно даже «про что это». Про «провальное» геометрич. образование в современной школе написано в комментарии к статье Г.С.Иванова. 2. Катастрофическая нехватка временных ресурсов для обеспечения качественной подготовки. Выход простой – обучение на базе ГСПИ сокращает время на восприятие обучающей информации в 3-7 раз (этот тезис инжпсихологов подтвержден нашими многолетними исследованиями на значительных выборках всех категорий обучающихся: школа, колледж, вуз). Освободившееся время – на практический тренинг. Причем, чем совершеннее стартовые технологии педагогического воздействия, чем выше уровень их инструментов – тем выше результат на выходе. Освоение - в большем, чем вручную, тренинге в аудиторное время и СРС на базе ГСПИ. В ауд. нагрузку входить должно консультирование в e-learning как это делают во многих странах (а у нас только в школах). Мы уже писали по расчасовке в корпоративном университете GM. Для современного цифрового поколения такое обучение осуществляется во всем мире. Просто на компьютерах учат уже не черчению (2D), а моделированию (3D), как букварь курс CAD. Ведь с чтением чертежа сейчас нет проблем: ассоциативность позволяет хоть из 2D, хоть из 3D кликом выделить любой элемент. Вот только Решетневых и Калашниковых пока не получаем – техрисовать надо! Мозг, воображение, инженерное мышление пока тренируются в естественной деятельности, а не кликами мышки. Ведь человек еще как вид физиологически кардинально не изменился, только некоторая часть «цивилизованого» мира испытывает гендерные изменения. 3. Магистратура. Это учеба на базе практики, а не просто продолжение бакалавриата. У нас это неправильно понято, думаю. Учеба вся на ДО. Здесь нагрузка ППС должна считаться как ауд.часы. А то, что сторонние бакалавры - это их право, человек развивается не только вглубь, но и вширь, лишь бы груз науки был по плечу. И магистрантам IQ бы повыше! Простите за вульгаризм , но дурака на умного не выучишь, а вот из умного дурака сделать – без проблем… 4.«Основы графической культуры» – в практико-ориентированный проектно-организованный курс «Технология»! Тут и интеграция, и широта охвата разных областей знаний и т.д. С какой стати не принимать во внимание многолетний положительный забугорный опыт, концепция которого подсказана Дьюи еще 100 лет назад? Многодисциплинарность – это наше российское... Преподавателей надо соответствующих, а не рассматривающих это как допчасы к зарплате. Только уже не черчению надо учить, а 3D- моделированию, поезд – то вот-вот уйдет. Можем и не догнать…В индустриально развитых странах в ПКД основной документ - 3D- модель.Но мы быстро догоним, если возьмемся. 5.Бакалавриат и магистратура являются самостоятельными уровнями профессионального образования, не зависящими друг от друга… А в мировом образовании как раз так, и нам не стоит отлетать далеко в сторону от него. Такие вот наши позиции. Еще раз благодарим за достижение хоть какого-то прогресса. Тут и Александр Олегович, наш соавтор по поддержке обращений, присоединяется к нашей высокой оценке Ваших усилий. С уважением, Горнов-Усанова-Шацилло
|
О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, Дмитриева Ильзина Михайловна, Иванов Геннадий Сергеевич (3 марта 2017 г. 2:41) |
Доброго времени суток, Ильзина Михайловна и Геннадий Сергеевич! По порядку. 1. Установлением межпредметных связей в области начертательной, аналитической геометрии и линейной алгебры занимались, еще когда я училась, где-то с 65-х годов. Вы все это лучше меня знаете. Увязывали математику с НГ. Наши аксакалы И.М.Халдеев и Ю.А.Торопов в лекции вставляли математическую терминологию - не больше. Так во всей стране это внедрялось. Это получались искусственные натяжки и, в общем, все свелось к наукообразию, которое постепенно затихло: начиналась эра компьютерной графики и все внимание к ней. А Игорь Михалыч такие задачки головоломные по НГ придумывал! Но не прикладные, чисто геометрия. Для внуков берегу. Преподавательницы всем коллективом решали-разбирали перед сессией. Я в этой области случайно оказалась. Вместе с главным «радикалом» А.П.Тунаковым, т.к. наш автомобильный факультет перевели в Челны на КАМАЗ и наши выпускники уже вовсю чертили там дипломные работы на компьютерах. Первые в институте. Учил их и сам учился чертить на итальянском, по-моему, оборудовании выпускник МВТУ Ю. Лавренченко. Я их на практику возила. А.П. сразу ввел на кафедре НГ и МЧ компьютерную графику. 2. О трансформации начертательной геометрии в инженерную (я понимаю – в приложении к техническим объектам, с привлечением практических инж.задач, чтобы не абстрактно? ) Для этого, прежде всего, надо, чтобы особое внимание профессорско-преподавательского состава было направлено на изучение новых проектно-конструкторских технологий, используемых в соответствующих отраслях. Связь у вузов д.б. с наукой и производством, чтобы задачки мотивировали своей нужностью, необходимостью их решения. 3. Готовы ли преподаватели кафедр инженерной графики воплотить эту идею в жизнь? Одним повышением квалификации тут не обойтись…Кадры, прежде всего, должны быть достойные. Дмитрий Евгеньевич, видите, как кадры себе подбирает? Опытнейших конструкторов (все, небось, мигом CADы освоили) + деятельную молодежь, дружащую с современными педтехнологиями (пример М.Ракитская). Так и обогащают друг друга. 4. Геометрии в школе уделяется меньше внимания, чем алгебре. Проблема №1. Бывший ректор МГПУ, академик двух государственных академий — РАН и РАО, признался на всю Россию, что учебники по геометрии с этими модернизациями в образовании «проглядели», срочно надо разрабатывать современные. А мы про слабую школьную подготовку размовляем. Откуда ей взяться, если на уровне учебников полный караул? Еще минимум лет 5 ждать, пока подрастут абитуриенты, выросшие на этих учебниках. Да еще чтобы рациональное сочетание графического и аналитического не вдруг находится - время на опыт надо, процесс лонгитюдный. Здесь тоже проблема в мудрых кадрах. Но движемся же! С искренним уважением, Л.А. |
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ, Селиверстов Александр Владиславович (1 марта 2017 г. 17:44) |
Добрый день, Александр Владиславович! Рада приветствовать Вас на нашем форуме. Когда я училась в авиационном институте, мои подруги-одноклассницы учились на мехмате в КГУ (КФУ теперь). И у них на первом курсе была НГ. Все задачки им решала я (техникум закончила). Потом НГ у них убрали. Сомневаюсь, пошло ли это на пользу родине школы Лобачевского. Подруга Таня была всю жизнь отв. секретарем журнала «Математика» (недавно на пенсии). Так она ко мне обращалась с просьбой помочь однокурснику с внедрением его геом. разработок (мы в стране тогда были пионерами в САПР авиадвигателей). Полагаю, что в университетах математикам не лишни прикладная геометрия, НГ - вообще дисциплины блока «Геометрия и графика». Ведь всякая теория вырастает и развивается от потребностей ее приложения. А остальное – пища для мозга. С искренним уважением, Шацилло Людмила Анатольевна. |
О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, Дмитриева Ильзина Михайловна, Иванов Геннадий Сергеевич (1 марта 2017 г. 16:37) |
Александр Владиславович! 1. «Когда я учился, геометрический смысл этих понятий был объяснён и всем ясен!» А когда училась я – нам вообще все было понятно. А теперь … Другие времена и нравы. 2. «Действительно ли необходима четырёхмерная геометрия в техническом вузе?» В области техники изучаются, в основном, 3-х мерные объекты. Многомерная геометрия – думаю на уровне, когда это необходимо, научных исследований. Не для студентов первого курса, согласна с Вами. 3. «К сожалению, неудачное преподавание может обернуться нежеланием изучать даже более лёгкие разделы геометрии.» В публикациях журнала «Школа и производство» в 80-90г. отмечалось: уровень развития пространственных представлений при изучении черчения с 6-х классов был » (10¸15)%, а при начале изучении в старших классах достигал » (60¸75)%. Уровень восприятия графических объектов обучающихся даже одного возраста может существенно отличаться. Если обучающий материал не соответствует уровню его восприятия, то обучение напрасно. Работа в рамках профориентации с мотивированной молодежью, выбравшей дальнейшее образование в области техники и технологии, позволяет повысить начальный уровень подготовки будущих абитуриентов технических вузов. Но в Европах и Америках нет черчения в школах. Это я наблюдала с 90-х годов течение 17 лет в Англии и в 2011г. в США. Есть «Технология». Вот над ее содержательной частью, осваиваемой в проблемно-ориентированном обучении методом проектов, когда в классе 5 преподавателей, и необходимо напрячься научно-образовательному сообществу. Мы Е.В. Усановой уже писали об этом. С искренним уважением, Е.В. и Л.А. |