Лазаревич Вероника Вуядиновна | (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС") | |
Мокрецова Людмила Олеговна | (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС") | |
Науменко Ольга Михайловна | (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС") |
Для студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика в дизайне» было создано и внедрено в учебный процесс электронное пособие по курсу «Макетирование и моделирование», особенностями разработки которого явились проектно-ориентированный подход, расширенная навигация, система “лайфхаков” и ссылок, дружественный интерфейс, доступность через компьютер, мобильный телефон и через информационную систему НИТУ «МИСиС».
В конце 90-х в программу по графическому обучению в высших учебных заведениях вошла работа в системах автоматизированного проектирования (САПР). Преподавание с использованием САПР Компас-3D на кафедре АПД НИТУ «МИСИС» способствовало повышению интереса учащихся к обучению, что послужило внедрению на кафедре направления обучения бакалавров и магистров «Прикладная информатика в дизайне». Образовательный стандарт НИТУ «МИСиС» позволяет разрабатывать свои Образовательные программы, которые, в частности, включают дисциплину «Макетирование и моделирование». Век компьютерных технологий создают условия и делают для выпускников таких направлений обучения необходимым приобретение качественных практических навыков компьютерной графической подготовки, помимо высокого уровня теоретических знаний. В условиях информатизации общества сам процесс освоения графических и дизайнерских дисциплин требует от студента большей степени самостоятельности в изучении, что свидетельствует об актуальности разработки электронного учебного пособия.
Целями освоения дисциплины «Макетирование и моделирование» являются подготовка студентов к решению объемно-пространственных задач в проектировании, формирование у обучающихся образно-конструктивного мышления, формирование специальных профессиональных навыков в области макетирования и моделирования в дизайнерской практике. Эта позволяет студентам: овладеть методами пластического макетирования и моделирования; активизировать и совершенствовать творческие способности; применять на практике полученные теоретические знания. Дисциплина «Макетирование и моделирование» преподается на 3 курсе бакалавриата после освоения дисциплин «Рисунок», «Живопись», «Композиция», а ранее дисциплины "Инженерная и компьютерная графика", которая изучается на основе САПР Компас-3D. Кроме того дисциплина «Макетирование и моделирование» обладает логическими и содержательно-методологическими взаимосвязями с параллельно преподающимися дисциплинами: «теория и технология дизайн - проектирования» и «Теория дизайна».
Для успешного обучения в данном направлении студенты должны активно работать над курсовыми работами, участвовать в НИР и проходить практику на предприятиях, заинтересованных в компетентной профессиональной деятельности наших выпускников. На лабораторных занятиях студенты обеспечиваются необходимой информацией и методиками решения проектных задач различной степени сложности. Помимо ручного макетирования, студенты применяют и компьютерное моделирование в САПР Компас-3D для успешного освоения таких тем, как: разработка дизайна с помощью макетирования и последующего компьютерного моделирования интерьера и экстерьера коттеджей, торговых центров, промышленных объектов и множество других объектов. В результате, студенты приобретают такие компетенции как: понимание методов и приемов макетирования и моделирования, изучение этапов макетирования и моделирования, умение применять методы и приемы графической и пластической визуализации моделей с использованием художественных форм для формирования пространственных структур, ориентироваться в мировых тенденциях дизайн-проектирования, а также получают навыки макетирования и моделирования, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.
Сегодня, в связи с ежегодным обновлением ПО и расширением возможностей для работы в различных системах САПР, а зачастую еще и смены пользовательского интерфейса, учебные пособия быстро устаревают и со временем становятся полностью бесполезными. В пособиях по Инженерной компьютерной графике для студентов первого курса показано создание моделей тел, деталей , сборок и документации машиностроительной направленности. Но для дизайнеров информационной среды возникла необходимость создания пособия для моделирования дизайнерских творческих работ, которое бы сделало систему КОМПАС-3D основой для их дизайнерских разработок, что позволило бы активнее использовать это программное обеспечение в курсовых работах, НИР и выпускных квалификационных работах студентов.
Авторами была поставлена цель разработки и внедрения в учебный процесс электронного пособия для студентов института ИТАСУ НИТУ «МИСИС» по направлению обучения «Прикладная информатика в дизайне» , а также доказать эффективность использования студентами САПР Компас-3D и создания с помощью данного ПО творческих работ, что позволяет еще больше развить их пространственного мышления.
Нами были поставлены и последовательно решены следующие задачи: анализ и исследование аналогичных разработок и специальной литературы, разработка дизайна и последующее создание страниц пособия, удобной системы навигации, наглядных иллюстраций, примеров и задач, видео-уроков, дополняющих каждую из страниц пособия, наполнение пособия современным и актуальным контентом для обучения навыкам работе в КОМПАС-3D, а также объяснения основ инженерного и промышленного дизайна. На стадиях разработки, внедрения и финальной адаптации были проведены опросы среди учащихся и преподавателей с целью корректировки подачи материала и выявления результативности работы с этим электронным пособием.
При разработке и создании этого пособия нами были достигнуты следующие результаты:
1. Пособие позволяет повысить самостоятельность при освоении учебного курса, так как оно содержит в себе все необходимые материалы: обучающий блок, блок практических заданий для самостоятельного выполнения, а также творческие задания.
2. Для более увлекательного и легкого обучения, все пособие насыщено изображениями и рисунками, помогающими визуализации, а также интересные факты на каждую из тем, и информация об исторических событиях и личностях, относящихся к тому или иному материалу.
3. Пошаговое знакомство с каждым из разделов: на каждую из тем приведены объяснения разного уровня сложности. Обучающийся может сам выбрать с какого уровня ему требуется помощь в освоении материала или пройти весь путь для тех, кому сложно освоить тему. Такой подход делает пособие подходящим для студентов разного уровня подготовки и служит идее индивидуализации подготовки .
4. Простота и удобство навигации. Пособие включает интегрированный курс: модули, разделенные на отдельные темы, по каждой из которых есть видео-уроки, состоящие из роликов длительностью 1-2 мин, краткое текстовое описание с основной информацией, а также примеров и заданий. Навигация осуществляется через главную страницу с оглавлением, позволяющим перейти сразу на нужный раздел, представленный на рисунке 1.
В результате нами было разработано пособие по разработке творческих работ в системе КОМПАС-3D для студентов направления “Прикладная информатика в дизайне”, которое раскрывает особенности некоторых вопросов компьютерного 2D-черчения и 3D-моделирования; приобретение навыков работы в системе КОМПАС-3D при создании творческих заданий макетирования, ознакомление с технологией создания компьютерных чертежей отдельных деталей и сборочных чертежей, создании конструкторской документации, дополненной анимацией, применение полученных знаний в курсовой, научной и дипломной деятельности, развитие пространственного мышления и визуализации.
Особенностями разработки созданного нами пособия явились: проектно-ориентированный подход, расширенная навигация, система “лайфхаков” и ссылок, дружественный интерфейс, творческие примеры и задания, доступность через компьютер, мобильный телефон и через информационную систему НИТУ «МИСиС». Наличием бонусов является то, что все приведенные примеры объектов можно реально воплотить в жизнь, если следовать пошаговым указаниям, и получаем – реальный настольный органайзер, подставку под монитор или вазу для цветов. В заданиях приведено подробное руководство по переводу файлов моделей в нужные форматы для печати на 3D принтере и для изготовления на станках с ЧПУ.
Особое внимание уделено заданиями для проверки знаний обучающихся. Были разработаны интерактивные задания, такие как кроссворды, викторины, составлены тесты по каждому из модулей.
Для использования пособия разработан современный дизайн страниц: цвета, подобранные по цветовому кругу Иттена и цветовой системе Манселла, продуманный композиционный центр, динамичная композиция расположении иллюстраций и текста, облегчающая восприятие, были подобраны шрифты без засечек для заголовков и основного текста, облегчающее визуальное восприятие и читабельность страниц в целом.
Все пособие размещается в Интернете на сервере бесплатного хостинга. Это дает возможность в любой момент обратиться к нужным материалам, а также скачать их на компьютер или телефон. Возможность отслеживать посещаемость страниц дает возможность судить о более востребованных студентами разделов и далее развивать их. Развитием этого пособия будет разработка курса в системе Autodesk Inventor, позволяющий легко создавать анимацию.
Данное пособие прошло апробацию для групп студентов, обучающихся на кафедре Автоматизированного проектирования и дизайна НИТУ «МИСиС». Среди 100 студентов был проведен опрос о результативности использования данного учебного пособия. Учащиеся ответили на следующие вопросы:
1) Помогает ли использование данного пособия при изучении дисциплины “Макетирование и моделирование”?
2) Упрощает ли процесс создания курсовой работы по дисциплине “Макетирование и моделирование” использование данного пособия? Результаты опроса приведены на рисунке 2.
Таким образом, разработанное учебное пособие позволяет усовершенствовать процесс обучения студентов путем наиболее полного изучения программы САПР КОМПАС 3D. Оно позволяет использовать в курсе макетирования моделирование 3D сборок и создание отдельных деталей, визуализацию творческих образов, а также создавать документацию и презентации. Пособие оформлено современно, учтены необходимые требования для удобства навигации по сайту, а разработанный и реализованный дизайн страниц облегчает восприятие информации.
Результаты проведенных опросов свидетельствуют о необходимости и важности внедрения данного пособия в курс обучения дисциплине «Макетирование и моделирование» при использовании разработанных материалов как в информационной системе НИТУ «МИСиС», так и при выполнения студентами направления прикладная информатика в дизайне курсовых, научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ.
Шахова Алевтина Бруновна (26 февраля 2019 г. 17:42) |
Здравствуйте уважаемые коллеги, нельзя ли получить ссылку на Вашу разработку, чтобы ознакомиться поподробнее с пособием., хотелось бы посмотреть способы навигации, пошаговое обучение и уровень сложности заданий, структуру пособия в целом. С уважением Шахова А.Б. |
Шацилло Людмила Анатольевна (26 февраля 2019 г. 20:43) |
Добрый вечер, коллеги! Очень заитересовали те же вопросы, что и Алевтину Бруновну. Можно ссылку для ознакомления с оформлением ЭОР. Ведь существуют какие-то психолого- педагогические рекомендации для организации ЭОР. Сейчас это очень актуально в контексте упора на самостоятельность в практической части учебной деятельности. Ссылку можете прислать мне лично. Система позволяет. Заранее признательна. |
Шацилло Людмила Анатольевна (26 февраля 2019 г. 20:49) |
Людмила Олеговна , мы как раз этими вопросами сейчас заняты. С уважением, Е.В.Усанова и Л.А . Шацилло |
Науменко Ольга Михайловна (1 марта 2019 г. 1:55) |
Приветствуем всех и отвечаем на вопросы! Нами было решено разработать электронное пособие ориентированное именно на современных студентов – это поколение next, для которого естественно жить в эпоху интернета и “жить в интернете”, чатиться, зависать в сети, не мыслить свою жизнь без айфонов. Мы его начали разрабатывать, учитывая мнения и запросы студентов, принимая во внимание, что для них привычно и удобно. |
Носов Константин Григорьевич (3 марта 2019 г. 12:24) |
Доброго дня авторам доклада! Позвольте задать вопрос по теме. Какими критериями вы руководствовались, выбирая САПР КОМПАС-3D для обучения в сфере дизайна? Почему, например, не Rhinoceros 3D или, на худой конец, что-то из продуктов Autodesk (Mudbox, ArtCAM, Inventor, etc.)? |
Вольхин Константин Анатольевич (3 марта 2019 г. 12:53) |
Здравствуйте коллеги! Меня многие считают фанатом КОМПАС, а я не сколько не сопротивляюсь этому. Более того, последние лет 6-7 лет в этой системе мы работаем, только благодаря тому, что в вузах где я имею честь служить, компания АСКОН предоставила университетскую лицензию за различные заслуги перед компание и "отечеством" т.е. бесплатно. Как решить проблему того, что не более 20% иностранного совта должно быть использовано в образовательном процессе? Или в вашем вузе такой проблемы нет? С уважение К.А. Вольхин |
Вольхин Константин Анатольевич (3 марта 2019 г. 13:02) |
Константин Григорьевич! Сразу хочу извинится за сказанное далее, но худым концом обзывать продукты компании Autodesk как-то звучит не очень корректно. С уважением К.А. Вольхин |
Хейфец Александр Львович (3 марта 2019 г. 13:14) |
Констатнин Анатольевич, а где прописана эта норма - 20% инстранного совта? Подскажите. У нас пока контроль за лицезионной чистотой, безотносительо "свой-чужой". Контроль жесткий. Установили на кафедральных компьютерах программы-шпионы, которые сигнализируют проректору о появлении нелицензионной программы. Университет закупил лицензии и выделяет их кафедрам. Из графических САПР у нас доступны AutoCAD, Компас, SolidWorks. Недавно поймали меня за применение PhotoShop, который я применяю много лет. У нас на него нет лицензии. Пришлось искать бесплатную замену, кромсать учебный курс. Все понимаю, что нужно соблюдать, но думаешь, ведь не для себя... С уважением. А.Л. Хейфец.
|
Вольхин Константин Анатольевич (3 марта 2019 г. 13:46) |
Александр Львович! Я, не задумываюсь о том, что мне говорят люди обреченные ответственностью, за использование софта, но не так давно мы обсуждали вопрос о тестировании Офисных отечественных программ в замен Майкрософта, по тем же причинам. И возможность работы под линоксом, то же периодически возникает. Тем более, что это в пользу наших пожеланий. В строительной отрасли – автокад – это икона, хотя сам Autodesk пропагандирует для архитектурно-строительных целей - Revit. Но активное поколение проектировщиков умеет работать в автокад и не хочет переучиваться на более современные системы. С уважением К.А. Вольхин |
Вольхин Константин Анатольевич (3 марта 2019 г. 14:14) |
Уважаемые авторы доклада! Вероника Вуядиновна, Людмила Олеговна, Ольга Михайловна. Приходится опять просить извинения, за то, что в рамках вашей работы мы перешли на частности, не относящиеся к ней. В первом своем тезисе я хотел поддержать ваш выбор софта. Т.е. я отреагировал на последние комментарии к вашей работе. После ознакомления с работой, я понял, что пора извинятся и перед Константином Григорьевичем, меня тоже интересует, как Вы смогли КОМПАС внедрить в сферу дизайна? С уважением К.А. Вольхин |
Лазаревич Вероника Вуядиновна (3 марта 2019 г. 18:37) |
Здравствуйте! Разработанное нами пособие представлено в современной форме – оно изложено на сайте и размещается в интернете в режиме онлайн. Это позволяет корректировать и дополнять информацию, редактировать уроки в соответствии с пожеланиями студентов. Наше пособие создано для студентов факультета "Прикладная информатика" по направлению дизайн института НИТУ МИСиС. Необходимо отметить, что на первом курсе в рамках дисциплины " Инженерная и компьютерная графика" студенты уже работали в программе Компас-3D от компании Аскон. А на третьем курсе этими студентами изучается дисциплина «Макетирование и моделирование» для которого предназначено наше пособие. Хотелось бы еще обратить внимание на особенности структуры нашего пособия. Нулевой модуль - базовые понятия создан для того, чтобы студенты могли освежить знания владения программой Компас-3D. Во вкладке «Базовые понятия», например, можно найти сведения о стилях линий, создании фигур в режиме «Фрагмент», уроки по созданию узоров и отработке инструменты Кривая Безье, которая, например, потребуется при создании тел с вырезами. Так же видео с подробной инструкцией по скачиванию программы «Компас 3D V17.1 Учебная версия». Во вкладке «Галерея» можно ознакомиться с некоторыми творческими работами из этих и других модулей. |
Науменко Ольга Михайловна (3 марта 2019 г. 19:01) |
Здравствуйте! |
Носов Константин Григорьевич (3 марта 2019 г. 21:42) |
Спасибо за ответ. Если я правильно понял, то КОМПАС-3D применяется лишь на начальном этапе, для ознакомления с инструментами моделирования. По поводу "худого конца" - это было не в качестве критики сказано (сам интересуюсь указанными продуктами), а в сравнении с Rinoceros 3D, так как, ИМХО, это достаточно универсальный инструмент для продизайна: возможности скульптинга и геометрического моделирования совмещают в себе точность САПР и свободу формообразования 3ds Max/Blender. |
Кокарева Яна Андреевна (4 марта 2019 г. 1:35) |
Здравствуйте, уважаемые авторы! Мне очень понравилась предложенная структура и язык, которым написано учебное пособие (особенно "лайфхак" порадовал). Сама часто перехожу на язык, понятный молодежи. Успехов Вам в написании пособия! P.S. Мы активно начали преподавать студентам Revit, учитывая нынешнюю, поддерживаемую государством bim-направленность. |
Науменко Ольга Михайловна (6 марта 2019 г. 7:52) |
Уважаемый Носов Константин Григорьевич! |
Науменко Ольга Михайловна (11 марта 2019 г. 20:42) |
Уважаемая Яна Яндреевна! Спасибо! Приятно слышать, что наше пособие Вам понравилось! Мы и в дальнейшем планируем развивать наше пособие с учетом современных тенденций в преподавании! Ольга Михайловна Науменко, апреподаватель каф.АПД НИТУ МИСИС |
Носов Константин Григорьевич (22 марта 2019 г. 0:08) |
Добрый день, Вероника Вуядиновна! Дошли руки просмотреть сайт вашего пособия. На первом же уроке "споткнулся"... Не воспринимайте это как критику или замечание, мы здесь для обмена опытом. Утверждение - "Шар — образуется из полукруга, вращением вокруг диаметра разреза. Обратим внимание на то, что ось, вокруг которой будет происходить вращение, мы задаем путем выбора стиля - осевая, иначе программа не распознает эскиз для вращения, и операция Выдавить вращением будет невозможна.", как минимум, логически неверно. В КОМПАС-3D (той версии которая на видео) повернуть любую линию, в данном случае дугу, можно еще двумя способами и даже без оси (или линии похожей на ось). А вот что действительно важно - необходимо указать на обязательность совпадения центра дуги с осью вращения (или ось должна совпадать с прямой проходящей через центр дуги) иначе рискуем получить тор. Тем более, что параметризация, в видео приведённых на сайте, используется не в полной мере, а это чревато ошибками в моделировании, которые могут быть незаметны глазу :-) |
Науменко Ольга Михайловна (25 марта 2019 г. 0:53) |
Здравствуйте, уважаемый Константин Григорьевич! Позвольте любезно обратить Ваше внимание, что наши студенты уже работали в программе Компас-3D от компании Аскон весь первый курс. А на третьем курсе этими же студентами изучается дисциплина «Макетирование и моделирование» именно для которой и предназначено наше пособие. (Посмотрите на галерею наших работ по макетированию и моделированию в компасе!!!) Таким образом, основные понятия и навыки по работе с телами вращения в компасе у них уже имеются! Цель наша - не научить компасу - они его уже целый год до этого изучали на первом курсе, а именно показать применение компаса к дисциплине Макетирование и моделирование! Однако мы учли Ваши замечания и в настоящий момент еще более усовершенствуем пособие - теперь оно станет интересно и полезно также и начинающим осваивать компас! |
Лазаревич Вероника Вуядиновна (26 марта 2019 г. 1:38) |
Здравствуйте, уважаемый Константин Григорьевич! |