Назад Go Back

Состояние курса начертательной геометрии. Что делать и за что бороться?

Фото Хейфец Александр Львович (Южно-уральский государственный университет (Национальный Исследовательский Университет))


Аннотация

Рассмотрено содержание курса начертательной геометрии в условиях "оптимизации" учебного процесса. Рассмотрены причины потерь и предложения по выходу из кризиса.




Уважаемые коллеги, я постоянно выступаю за обновление нашего курса начертательной геометрии (НГ). Утверждаю, что сегодня  НГ не нужна при решении прикладных задач. Осталась НГ только на кафедрах графики, осталась по инерции, по социальным причинам.

Сейчас хочу обсудить, а что осталось от НГ, за что борются ее сторонники. На примере нашей кафедры "инженерной и компьютерной графики" ЮУрГУ. Из общения с коллегами знаю, что мы - типичная кафедра в этом плане. Но есть кафедры, где все еще хуже. Мы-то  сохранились как кафедра, а многих просто не стало - "слили или влили".

3-4 года назад был полноценный по тем меркам курс из 18 лекций, 18 практических занятий. Слышал, что когда-то в МАИ и МВТУ был курс НГ на 2-3 семестра. Но у нас и на большинстве кафедр был лекционный курс 36 часов в первом семестре. А потом началась "оптимизация".  Лекционный курс урезали до 8-9 лекций (16 часов). Практику сохранили. Но ведь основа всего - курс лекций. Энтузиасты, среди которых и был я, стремились все ужать, но сохранить. Не получилось. В сочетании с социальными причинам - все пошло прахом.

Что за социальные причины. Это урезание кафедр. Еще 5 лет назад у нас был 30 человек. Сейчас 15, из них только трое остались на полной ставке.  А количество студентов не уменьшилось. Сейчас во многих случаях по НГ - один преподаватель на группу 25 человек. Срезали и количество недель с 18 до 16 в семестре. Оставшиеся две недели мы  также преподаем, но без отражения в учебной нагрузке. Консультации из нагрузки убрали, проверку КГЗ… Правда, за этот счет зарплату выровняли по средней по области.

А студенты? Из них только 50% должны и могут учиться. Остальные – балласт. На занятия не ходят, а потом нам приходится выкручиваться. Как – отдельный разговор. "Достают" иностранные студенты, которые не понимают русского языка, по интеллекту уступают нашим двоечникам (я работаю с арабами, таджиками, чернокожими. Говорят, китайцы умные – не знаю).

Показуха с бально-рейтинговой системой.  В этом году ее опробовали по НГ. Результат плачевный: кто не мог учиться (повторюсь, 50%), те и не набрали нужных баллов. Мы же потом и выкручивались – не знали, что с ними делать.

К социальным следует отнести и возрастной состав кафедры. Из молодежи – две дамы, оду из них перевели на 0.5 ставки. Была у меня аспирантура - разбежалась, причины понятны. Сейчас один мой аспирант в Германии, другой – в Москве. Все там хорошо устроились.

В этих условиях – не до совершенствования курса, не до методических новаций. 

 Итак, что убрали из некогда полновесного курса НГ.

Убрали аксонометрию. Сейчас и преподаватели не знают теорему Польке-Шварца. Вкратце рассказывают об основах аксонометрии во втором семестре,  в курсе ИГ.

Убрали доказательство образования коник. Также никто не знает теорему Данделена.

Убрали комплексные задачи (на геометрические места), а по ним на нашей кафедре были когда-то замечательные методические разработки.

Убрали касательные плоскости.

Убрали линейчатые поверхности, кроме конуса, цилиндра. Из криволинейных – осталась сфера и упоминание о  торе. Круги Вилларсо, кривые Персея – не до них. Геликоиды, коноиды, дважды косой цилиндр, красавец торс – все в прошлом, а когда-то расписывали определители поверхностей, их геометрическую и алгоритмическую составляющие. Где это?

Последняя потеря – убрали тему перпендикулярности. Уже не до определения, что “перпендикуляр из точки на плоскость общего положения на виде сверху перпендикулярен горизонтали плоскости, а на виде спереди – фронтали этой плоскости”. Ух!

Из теорем о частных случаях пересечения квадрик оставили лишь теорему Монжа. А где еще три (или четыре) теоремы, приведенные в учебнике Н.Ф. Четверухина. Раньше мы их тоже давали.

Лекции превратились в первичный прогон задач из тетради под мультмедийной камерой. Некоторые выводят слайды.

На экзаменах в билетах исчезли теоретические вопросы лекционного содержания. Предлагается лишь решить две простые задачи. Задавать вопросы на экзаменах опасно – не ответят и придется выгонять.

Теперь, что осталось в содержании урезанного курса НГ.

Остались задачи на построение точек, прямых и плоскостей в эпюре Монжа, в основном остались позиционные задачи на построение точек и линий пересечения. А кому они сейчас нужны – нажми кнопку – все готово. Нет, нужно научить, как построить по НГ. Пусть коряво, пусть плохо заточенным карандашом, но своими руками. (Как говорит Николай Андреевич, развивается мелкая моторика). Осталась замена плоскостей проекций, немного о развертках. И все.

На практических занятиях введены 10 контрольных работ, по одной на каждом занятии, выполнение которых занимает по 30-45 минут. Преподавателю в это время делать нечего. Хорошо!

Из КГЗ нужно решить 7 индивидуальных задач на А3 каждая. 50% студентов справляется лишь с пятью задачами.

И за этот курс надо бороться?!

А что делать?

Я многие годы читаю альтернативный курс – “Теоретические основы 3d  компьютерного геометрического моделирования”. О своем курсе я много раз докладывал [1]. Сразу приобщаю к AutoCAD’у. Студенты на практике строят модели, линии их пересечения, исследуют эти линии, решают многочисленные комплексные задачи. Лекции – в живом режиме прямого моделирования в AutoCAD’е. О начертательной геометрии рассказываю, но лишь на  практических занятиях, при решении 4-5 несложных позиционных задач, как об истории геометрического моделирования.

На кафедре преемников нет. Все читают урезанный курс НГ. Я признателен заведующей, что не мешает работать.

В прошедшем году имел удовольствие слушать доклад Алевтины Бруновны на конференции “Инфорино 2018” в МЭИ. Узнал, что они перестали преподавать НГ и вместо нее читают основы 3d моделирования. Я задавал провокационные вопросы типа “и точку на конусе не строите” – не строим. Вот с кого надо брать пример – с хозяев данной конференции. Конечно, что-то мог неправильно понять из доклада, но меня Алевтина Бруновна здесь поправит.

Хотелось бы узнать, а что осталось от курса НГ на других кафедрах. Предполагаю, что многие не решатся высказаться. Но кто не боится – расскажите о своей кафедре.

С уважением. А.Л. Хейфец.

Список литературы

1.   А.Л. Хейфец. Начертательная геометрия как "бег в мешках".  http://dgng.pstu.ru/conf2015/papers/72/

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Селиверстов Александр Владиславович
(2 марта 2019 г. 23:28)

Здравствуйте, Александр Львович!
Согласен с Вами. Начертательная геометрия оказалась ненужной для многих практических задач. Более того, мнимая НГ никогда не имела практического значения. А практически применяемая геометрия -- это не НГ в узком смысле. 
С другой стороны, важно, что Вы о НГ рассказываете "при решении 4-5 несложных позиционных задач как об истории геометрического моделирования". Надо знать об истории науки: разнообразии методов, возникающих парадоксах, роли науки в развитии общества. О том, что бывало, когда невежество и нежелание учиться объявлялись похвальными. Кроме того, трудно определить, как возникают совсем новые идеи. Что для этого нужно знать, а что лишь мешает заметить очевидное? Обычно мы a posteriori пытаемся выстроить ход событий, легко поддаваясь на соблазн объявить истинным то, что сулит удовольствие или выгоду, что сейчас вошло в моду.
Следите ли Вы за трудоустройством выпускников? Нужна ли им НГ для работы после ВУЗа?
С уважением, посторонний здесь А.В. Селиверстов

Фото
Сальков Николай Андреевич
(3 марта 2019 г. 0:45)

Ну что же, Александр Львович! Теперь все будущте безработные, пока еще ныне сотрудники институтов, могут узнать, кто виновник их будущего увольнения. Вот так, капля за каплей, мы все и сокращаем количество часов якобы ненужного предмета. А потом удивляемся: как это так, почему же сократили? И что же теперь делать со студентами? Все очень просто. Если даже те, кто работает на соответствующих кафедрах, являются противниками того, о чем рассказывают студентам (а студенты очень остро воспринимают нюансы отношения преподавателя к своему предмету), то что же говорить о начальстве? Естественно, начальство сокращает часы: ведь даже по мнению самих преподавателей этот предмет никому не нужен! А раз не нужен, требуется его вовсе уничтожить, как уже и сделано для строителей. Чем дело может закончиться? Да я уже как-то писал: ликвидируют кафедры, уволят ненужных специалистов, а компьютерную графику передадут на кафедру информатики. Всё!!! С чем и поздравляю нас с вами, уважаемые коллеги!

С огромным уважением!

Хуснетдинов Тимур Рустямович
(3 марта 2019 г. 1:25)

Коллеги, добрый вечер. 

Александр Львович, в нашем вузе НГ читается всем первокурсникам. Лекции 17 часов (мы даём больше - порядка 14 лекций и ещё одну для подготовки к внутренней Олимпиаде). Семинаров 34 часа. Так же есть время на прием дз (5 задач). На экзамене 3 задачи (плюс ещё одна - объяснить экзаменатору (по его выбору) одну задачу из рабочей тетради). Если сделал 2 задачи и объяснил - ставим удовл. Если сделал 3 задачи и объяснил - хор. Если ещё и ответил на допвопросы - отлично. А также читаются курсы инженерной и компьютерной графики (для приборостроителей - 2 семестра, до машиностроителей - 3 или 4 семестра). И поверьте... И руками они чертят и мышкой возят ....

Я выскажу свое мнение.... Чем больше я узнаю 3 моделирование (с инвестором работаю уже 12 лет), тем больше мне нравится 2D AutoCAD и начертательная геометрия.

Начертательная геометрия сильно влияет на логическое мышление студентов при решении задач. Спорить с Вами не буду. Уверен, что каждый останется при своем мнении.

С уважением, Хуснетдинов Т.Р.

Хуснетдинов Тимур Рустямович
(3 марта 2019 г. 1:26)

Опечатка .... С Инвентором

Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(3 марта 2019 г. 5:18)

Здравствуйте Александр Львович!

На нашей кафедре осталось на сегодня 5,5 ставок ППС и 1,5 УВП (когда я пришел в «Сибстрин» было около 30-ти) в этом учебном году деление на подгруппы удалось организовать за счет внутреннего гранта. Но мы пока полноценная кафедра, даже в прошлом учебном году по итогам рейтинга кафедра  попала на 3 место в университете, в этом вернулись на 11 из 30.

Мне кажется, что мы достигли дна и сейчас начнем всплывать. С переходом на ФГОС3++  дисциплина будет называться «Инженерная и компьютерная графика» вместо  5 зачетных единиц теперь будет 7. Добавляется еще один семестр. В 2020-21 учебном году нагрузка вырастет только по этой причине. За счет того, что мы сегодня 80% занятий проводим в компьютерном классе, и на последнем учебно-методическом совете университета (УМСУ) мне удалось убедить ректорат и заведующих выпускающими кафедрами в целесообразности этого, (инженерная графика не компьютерной быть сегодня не может) - будут все 100%. В распределении нагрузки, кроме практических  и лабораторных работ, появился компьютерный практикум, который предполагает деление групп на подгруппы, что так же ведет к повышению нагрузки кафедры. Надеюсь еще получить нагрузку за счет новых дисциплин, «основы компьютерной графики» - факультативный курс в первом семестре и на старших курсах «Основы автоматизированного проектирования объектов», во всяком случае, для архитекторов есть предварительная договоренность об этом.

Что касается содержания, то на УМСУ, где решался вопрос об оптимизации индивидуальных графических заданий,  с целью сделать их доступными для не желающих или не способных учится студентов (я бы сказал не 50%, а 30%), нам удалось прийти к компромиссу. Простое уменьшение не приведет к желаемому результату, нужно менять подход и переход к моделированию как раз дает надежду на повышение мотивации студента в изучении дисциплины – нас услышали. В рамках предлагаемого головным вузом содержания дисциплины мы меняем подход. Теперь на официальном уровне поддержано в разделе начертательной геометрии остается только 2 эпюра решаемые в режиме 2D – когда чертежная программа – электронный кульман, оставшиеся 3 эпюры – модель-чертеж.  

С уважением К.А. Вольхин

Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(3 марта 2019 г. 5:22)

Прошу прощения за опечатку - эпюра

Фото
Хейфец Александр Львович
(3 марта 2019 г. 10:31)

Константин Анатольевич, можно подробнее о новых ФГОС3++.  Останется начертательная геометрия самостоятельной дисциплиной или вольется в новую "Инженерную и компьютерную графику" в качестве ее раздела? Из Ваших слов такое опасение возникло. 

И ведь эти ФГОС'ы - общероссийский стандарт. Так? То есть коснется всех?

То, что в Вашем вузе в разделе НГ будет официально преобладать 3D моделирование - это !!! (даже слов не могу подобрать от радасти).

О новых дисциплинах. У нас есть спецкурс "Компьютерная графика в сторительстве", лекции, практика, в сумме 5 часов в неделю. Это сверх Инженерной и компьютерной графики. Третий год новый курс  читаю я, правда, только одной группе, так.наз. группе элитной подготовки.

Со следующего года введен курс для магистров (тоже лекции и практика). Курс утвержден с моей подачи и также для меня.

Так все-таки о ФГОС3++?

С уважением. А.Л. Хейфец.

Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(3 марта 2019 г. 12:01)

Александр Львович!

Почитайте пленаврный доклад П.И.Романова. В ФГОС новой версии давно нет перчня дисциплин. Перечень дисциплин составляют разработчики ОПОП, а это выпускающие кафедры. Правила разработки программ устанавливаются вузами самостоятельно и в соответствии с рекомендауиями УМО по направлениям подготовки. Перегиб соответственно в сторону специализированных дисциплин. Это реальность...

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(3 марта 2019 г. 12:06)

Уважаемые коллеги!

Хотел задать этот вопрос еще Леониду Андреевичу в связи с представлением программы их курсов, но все не успеваю. В порядке просвещения и консультирования. В моем представлении во ФГОСах нет перечня дисциплин. По крайней мере, не припомню, чтобы после перехода на компетентностную модель образования, где то было упоминание о НГ, ИГ, КГ. Вот и теперь, насколько мне известно, в Тверской ГТУ пришла программа из головного ВУЗа по строительству – МГАСУ. Она и обсуждается. А во ФГОСе только общие ориентиры, из которых вообще не следует, что студентам должны преподаваться НГ.ИГ, КГ.

Пока писал, обнаружил разъяснение уважаемой И.Д.Столбовой. Но может быть будут еще комментарии по этому вопросу.

С уважением Головнин А.А.

Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(3 марта 2019 г. 12:25)

Здравствуйте коллеги!

Я еще в 1 классе считал до 100.

Поэтому когда ФГОС 3++ - это значит,  может быть 3+++ и 3++++, такое ощущение, что нами руководят люди, которые умеют считать только до 5 – это, конечно же, шутка, но как кто-то сказал: в каждой шутке  есть доля правды.

Я главное в этом – то, что процесс бесконечный, – правила игры  можно поменять в любой момент.

С уважением К.А. Вольхин

Фото
Сальков Николай Андреевич
(3 марта 2019 г. 12:45)

Это точно. Совсем недавно было просто 3, Сразу за этим - 3+, Сейчас 3++. И ведь для каждого варианта надо по всем дисциплинам разрабатывать рабочие программы... Скольуо можно кошмарить образование?

С уважением, Н.А. Сальков

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(3 марта 2019 г. 13:47)

Здравствуйте Тимур Рустямович!

Дело, наверное, не только в том, что читать, а еще и как организован учебный процесс. Прошло почти два года, как Ваш коллектив принял меня, я даже осмелюсь теперь сказать наш. Осмелюсь даже высказать мои эмоции и наблюдения.

В 2006 году я проходил повышение квалификации по кафедре САПР МГТУ. Попал случайно, почти по ошибке, но позже понял, что это даже хорошо. Сказал профессору, что я вообще-то работаю на кафедре ИГ в Твери. Он сказал, только, что на кафедре ИГ МГТУ работают большие умницы. Они закладывают фундамент бауманского образования, носители бауманских традиций.

До этого раньше изредка бывал в бауманском. Дорогу помнил примерно, чтобы не блуждать и не терять времени как то пристроился к молодому человеку с тубусом, естественно оказалось – студент, причем дипломник. Сказал, что я преподаватель ИГ из другого города. Он сразу сказал, что НГ, ИГ – это основной предмет в их вузе. Я спросил, по какой специальности, он сказал – безопасность компьютерных сетей. Не думаю, что один и второй решили польстить кафедре или что-то в этом роде.

Когда я был школьником, мой отец был студентом (учился на 9 лет раньше меня после демобилизации) и наставлял меня, школьника, что черчение и иностранный язык – два основных предмета в вузе. Насчет иностранного языка – наверное, так и осталось, по крайней мере, на моих уроках иногда вижу открытые книжки и тетрадки по иностранному языку. Сомневаюсь, что на занятиях по иностранному языку студенты достают чертежи.

Во время занятий в МГТУ иногда выплывают из памяти картины учебы в Калининском политехе у Посвянского А.Д. Ведь очень похоже на то, как учили меня. Не могу того же сказать про сегодняшний ТвГТУ.

На кафедре примерно с 1994 года провозглашен лозунг – студент всегда прав. Вы подробно расписали критерии, применяемые на экзамене. Для сравнения Твери где-то в то же время (тяжелые 90-е) было решено, что в случае чистого листа на экзамене, студента решено спрашивать, что такое фронталь. Если что-то говорит, то оценка положительная. Я уже не говорю об уровне сложности задач в МГТУ и ТвГТУ. Естественно, прошли годы и уже есть преподаватели, которые не знают что такое фронталь (биолог по образованию, но жена второго заведующего). Я задавал этот вопрос о фронтали на двух переизбраниях. Для себя решил – больше не буду. Более того, наш новый зав кафедрой технологии и автоматизации машиностроения (нет уже такого слова ИГ), третий за последние два года раскопал, что этот преподаватель была избрана на совете факультета старшим преподавателем без рассмотрения на кафедре. Дальше тишина. Правда, оказалось, что второй заведующий успел уволить ее в последний момент заведовании (прямо бункер в апреле 1945-го).

Все же пару слов о том, что преподавать. Раньше был безоговорочно за то, чтобы отказываться от НГ в пользу геометрического моделирования. Примерно в 2011 году в ТвГТУ даже получил от заведующего кафедрой разрешение провести такой эксперимент. Рассказал о видах и сразу выдал задания по проекционному черчению. Тут же понял, что они не понимают, о чем речь, что от них требуется. Вернулся к НГ, но имея одобрение на эксперимент, стал читать каждый раз по-разному, интуитивно и интерактивно без подготовки. Видя в МГТУ блеск в глазах студентов (не всех) при изучении НГ, все же вижу причину высокого уровня в многолетних традициях. Каждый первокурсник от своих старших товарищей или родителей знает, что НГ, ИГ – основные предметы и в результате любит их. Любые темы НГ возможны в системе качественного технического образования. Дело не в знаниях по НГ, в чистом виде они больше не понадобятся, а в выработке культуру работать с чертежом (не в коем случае не в развитии пространственного мышления). И все же надо постепенно, а лучше быстрее переносить акценты на геометрическое моделирование.

С уважением Головнин А.А.

Фото
Кокарева Яна Андреевна
(4 марта 2019 г. 2:02)

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В следствие объективных причин на кафедре ИГ не работала с 2012 по 2018 год, а в этом учебном году пришла на полставки. Не сказать, что есть, чем порадовать...

НГ преподается в классическом урезанном односеместровом виде примерно для половины специальностей, второй семестр - ИГ, а третий - КГ. В курсе КГ только к послдним 2-м занятиям добираются к 3D (учим в AutoCad).

 Есть часть специальностей, где первый семестр объединяет НГ и ИГ (при номинальных 18 часах лекций и 36 часах практики), а второй семестр объединяет ИГ и КГ (54 часа практики). Как Вы понимаете, за 9 часов практики по НГ мало чему можно обучить студентов.

Учитывая то, что 99% нагрузки - стоячие, то имеет место отсутствие мотивации для преподавателей к проверке работ и дополнительных консультациях, с которым порой трудно справляться.

Для специальности Информатика и вычислительная техника с профилем САПР читается 3D-моделирование.

Вся остальная нагрузка по графике разбросана по выпускающим кафедрам. В частности, мое основное место работы - кафедра информационных систем в строительстве. Для наших информационщиков (профили САПР и Информационные системы в строительстве) я читаю курс "Моделирование и BIM-технологии", КГ также входит в нагрузку выпускающей кафедры, а для магистров-архитекторов - "Компьютерное технологии в науке и производстве", где один из изучаемых инструментов - Revit.

 

С уважением, Кокарева Я.А.

 

Фото
Хейфец Александр Львович
(4 марта 2019 г. 11:21)

Николай Андреевич, Вы по прежнему обвиняете нас, сторонников нового, в проблемах наших кафедр. В одной из своих статей Вы назвали нас американскими агентами, разрушающими наше образование. В.И. Вышнепольский публично назвал меня врагом кафедр графики.  По Вашей логике сидели бы тихо, никому не говорили о компьютерной графике, о 3d - глядишь, и обошлось бы, не заметили бы, не тронули...

Мне понравилась фраза Константина Анатольевича, что "мы достигли дна и сейчас начнем всплывать". Всплывайте с нами и не будьте балластом.

С уважением. А.Л. Хейфец

Соколова Людмила Сергеевна
(4 марта 2019 г. 17:24)

Тимур Рустямович!

А решились бы Вы публично назвать тот чудовишный результат по задолженности после завершения первого семестра только по нашей кафедре после Вашей аллилуйе НГ? Я-нет. Результат явно не соответствует взлету логического мышления. Может быть, все-таки надо что-то поменять в консерватории!

Л.С.Соколова

Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(4 марта 2019 г. 20:28)

Здравствуйте Александр Львович и все уважаемые коллеги, с интересом прочитала все Ваши прения все по тому же вопросу "быть или не быть". При всем моем уважении к НГ и соронникам ее отстаивающим, у нас наверно в большей степени как в ЮУрГУ и  надо согласиться с Александром Львовичем, так как реалии жизни поставили в такие условия, те же самые проблемы и со студентами и инностранным контингентом и с часами. Нельзя не согласиться и с Алексеем Алексеевичем, что НГ и большое кол-во часов в виде личного контакта со студентом, безусловно, воспитывают культуру инженерного мышления и любовь к дисциплине. Но, не устаю акцентировать, что 3-4 семестра плюс семестр на компьютерную графику, остались только в МВТУ, МАИ, Воентех... и др. столичные ВУЗы. Перефирийные ВУЗы давным давно имеют 1, 1,5 максимум 2 семестра, отсюда и вывод о необходимости цифрового образования., и дистанционного тоже, о чем говорит правительство, преподаватель нужен видимо только для приема аттестации, скорей всего и там скоро будет автоматизация. А с переходом на 3++ число часов сократиться еще (см. наш доклад)

С уважением Шахова А.Б.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(5 марта 2019 г. 21:40)

Уважаемый Тимур Рустямович! Большой привет Вашей консерватории от нашей. Коллеги заметили, что Ваша крылатая фраза о любви к начертательной геометрии становится ещё более весомой в условии дискуссии с подогревом. Как известно, качество консерватории определяется успехами солистов, а в этом отношении наши консерватории выглядят очень достойно. Желающие могут заглянуть в протоколы московской олимпиады. 

В этом году я работал с 87 музыкантами. 16 из них экзамен не сдали. Притом, что 8 на занятия и не ходили. Не такой уж плохой результат. И логика, и пространственное представление на удовлетворительном уровне.

Как Вы думаете, если заменить НГ на многомерную геометрию, успеваемость повысится?

  С уважением, Тихонов-Бугров. 

Фото
Сальков Николай Андреевич
(5 марта 2019 г. 22:21)

Александр Львович, ну не надо передергивать! Моя логика вовсе не в том, что Вы напридумывали.

Ну а то, что Вы воюете с НГ насмерть - это ведь Вы напрямую заявляете. Так в чем я неправ?

И не обвиняю я сторонников КГ в различных бедах, а только предупреждаю, что при таком нешативном отношении работников кафедр геометрии к самой геометрии мы все можем скоро оказаться "на заслуженном отдыхе". Вот и все, что я из года в год говорю. Надо только услышать. Делайте свою работу и не трогайте геометрию - это все, что надобно.

С уважением, Н. Сальков

Фото
Сальков Николай Андреевич
(5 марта 2019 г. 22:22)

Ошибочка вышла, надо читать "негативном".

 

Фото
Селиверстов Александр Владиславович
(5 марта 2019 г. 22:32)

Дмитрий Евгеньевич,
Если заменить НГ на четырёхмерную, то Ваша консерватория и станет похожа на квартет из басни Крылова.
Надеюсь, такого преобразования не случится!
С уважением, А.В. Селиверстов

Фото
Хейфец Александр Львович
(5 марта 2019 г. 23:12)

Николай Андреевич, не смешивайте геометрию и начертательную геометрию. Геометрию я называю "ее величество" (см. мои статьи). А начертательную геометрию - лишь способом (да, исторически обусловленным), но отягощающим современный учебный процесс и кроме него нигде уже не применяющимся, засталяющим шифровать геометрию через проекции и наоборот.

А геометрией я только и делаю, что ею занимаюсь и развиваю в меру возможности для решения прикладных задач. По крайней мере, не мешаю ее развитию...

С уважением. А.Л. Хейфец.

Фото
Сальков Николай Андреевич
(6 марта 2019 г. 8:35)

Александр Львович, а что, в институте изучают какую-то еще просто геометрию, кроме начертательной? Я такого не слышал. Вы считаете НГ не геометрией? Это что-то новенькое в науке. А в Вашей любимой К.Графике (которую даже и геометрией-то никто не зовет), как я уже многократно писал, различные так называемые способы получения "моделей" есть не что иное, как взятые у НГ и других ветвей геометрии способы конструирования и решения различного рода задач. И еще: графика есть графика - отображение пространства, в данном случае, трехмерного на двумерное. Попробуйте опровергнуть, но с доказательствами! И вдобавок: ведь любое изображение есть не что иное, как применение НГ, поскольку происходит процесс проецирования - явный или скрытый. Вы же, не знаю почему, считаете НГ лишь поденщицей у черчения. Позабудьте о черчении, вспомните о многомерном пространстве, которое неообходимо на производствах, отличных от того, что знаете Вы. Хотя бы о химических процессах, где присутствует многокомпонентность. И не надо путать НГ и черчение! Разделами НГ являются также аксонометри и перспектива. Вы же застряли на слишком очевидном - на том, что НГ обязана рассматриваться исключительно как падчерица черчения. И не принимаете ничьего мнения, кроме своего собственного. Почитайте, что Вам отвечали два года назад. И что изменилось? Вам перестали отвечать, поскольку это безрезультатно.

С уважением, Н.А. Сальков

Фото
Хейфец Александр Львович
(6 марта 2019 г. 18:54)

Николай Андреевич, вообще-то студенты инженерных специальностей изучают курс аналитической геометрии. Со школы они знают геометрию и стереометрию. Но это так...

Почему прекратились дискуссии на "нашу с Вами"  тему - все определились, всем все ясно и посмеиваются над нами, как мы друг-друга "поливаем". Предлагаю и нам прекратить эту дискуссию ввиду ее дальнейшей бесполезности.

С уважением. А.Л. Хейфец.

Фото
Сальков Николай Андреевич
(6 марта 2019 г. 22:38)

Okay, Александр Львович, согласен, бесполезно. Жду на обычном месте - у Вышнепольского!

С уважением, Н.А. Сальков

Хуснетдинов Тимур Рустямович
(10 марта 2019 г. 1:17)

Людмила Сергеевна, добрый вечер. Назвать "чудовищную цифру хвостов" не смогу, просто точно не ее не знаю. 

Что-то менять? - Наверно ДА! Жаль, что от нас ничего не зависит. За последние 12 лет (а может и раньше) программа по графическим дисциплинам у нас только упрощалась. Отговорки разные были... Планку понизили, часть заданий в архиве. В итоге сейчас опять не справляемся... Опять планку понижать? ...

А может наоборот? Вернуть программу по графическим дисциплинам, как была в Союзе и разбавить современными компьютерными технологиями, не в ущерб базовым курсам?! .... Вот бы курс получился... и чтоб деканаты работали и отчисляли... 

Инженеры - штучный товар! К каждому свой подход нужен. А когда подушевое финансирование, слабый студент, да и преподаватель с отговорками.... (надо все упростить, а то я не успеваю проверять...)... 

Хуснетдинов Тимур Рустямович
(10 марта 2019 г. 1:26)

Дмитрий Евгеньевич, добрый вечер. В нашей "консерватории" вот только многомерной геометрии не хватает. Студенты на плоскости и в 3-х мерном пространстве задачу решить не могут, а тут многомерная... Сейчас любители компьютерной графики налетят... мол, давайте многомерку моделировать)))))))))))

А по поводу олимпиад... то большим показателем их не считаю. Во многих вузах студентов специально натаскивают.... сделать бы срез по вузам среди всех студентов и посмотреть процентное соотношение. Для меня это было бы интереснее.

Ваши в Новосибирск и Нижний Новгород едут на олимпиаду? 

Кстати, а Вы у себя в ВУЗе не хотите всероссийскую провести? :)))

Буду в Питере, зайду лично с Вами пообщаться, если не против?!)

Фото
Хейфец Александр Львович
(10 марта 2019 г. 9:52)

Тимур Рустямович, я об олимпиадах. "Натаскивание" студентов на олимпиаду правильнее назвать подготовкой команды.  Будучи многолетним (самым многолетним) участником олимпиад, видел команды, которых привезли без подготовки. Их результаты существенно ниже средних. Без подготовки везти команду просто неприлично.

Олимпиады, по моему, нужны. Участие в них - хороший стимул для нормальных студентов. Я этим пользуюсь.

И еще. Основной критерий участия в олимпиадах - личный интерес преподавателя - руководителя команды. Материальных стимулов не осталось, по крайней мере у нас. Для меня интересна поездка в Москву.  Об этом я писал в комментариях по олимпиаде В.И. Вышнепольского. Поэтому и готовлю команду.

Много раз ездил с командой в Новосибирск. Но стало скучно: конференцию преподавтелей отменили, общение приехавших руководителей  не организовано. Конечно, встречают, расселяют и проверяют работы очень хорошо, но этого сегодня недостатаочно.

О Ваших предложениях по курсу: "вернуть программу по графическим дисциплинам, как была в Союзе и разбавить современными компьютерными технологиями, не в ущерб базовым курсам?!" Полностью согласен, так, в основном, и преподаю сегодня,только практически без НГ.  Об этом и моя статья, на поле которой мы так хорошо общаемся. 

С уважением. А.Л. Хейфец.

 

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(10 марта 2019 г. 12:51)

Здравствуйте, Тимур Рустямович! Олимпиады натаскиванием не считаю. Меня привели на кафедру, чтобы сделал упор на конструкторскую подготовку. Вы правы - инженер штучный  индивид. Особенно - инженер-конструктор. Вот мы и возимся со способными, выявляя их на ранней стадии. Через олимпиады, в частности. 

В Новосибирск едем. Проводить у себя всероссийскую олимпиаду не планируем - очень хлопотно в довесок к городской по НГ и участию в альтернативной олимпиаде у Волошинова (бойкотируем региональную о ней мы пишем в своём докладе).

Буду рад встретиться.

  С уважением, Тихонов-Бугров. 

Ивкин Сергей Павлович
(14 марта 2019 г. 18:16)

Уважаемый Александ Львович, конечно, очень жаль, что по теореме о перпендикулярности и забыли определение, что "фронтальная проекция перпендикуляра к плоскости общего положения перпендикулярна фронтальной проекции фронтали плоскости, а горизонтальная проекция перпендикуляра перпендикулярна горизонтальной проекции горизонтали плоскости." Но хочется сказать об НГ: "И всетаки она вертиться"

Ивкин Сергей Павлович
(14 марта 2019 г. 18:20)

Прошу прощенияю. С уважением. С.П. Ивкин.

Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(21 марта 2019 г. 9:53)

Здравствуйте Александр Львович!

Прошу прошение за долгое молчание. Ничего не успеваю.

Инженерная и компьютерная графика в нашем вузе состоит из трех частей (3 семестра): Начертательная геометрия, основы инженерной графики и компьютерная графика. В соответствии с рекомендациями головного вуза.  Основы инженерной графики – это потому, что дисциплина для бакалавров.  Переход на моделирование – это попытка повысить успешность освоения дисциплины. К сожалению, в условиях активного внедрения технологий информационного моделирования в строительство,  на некоторых направлениях подготовки от нас требуют  обучать студентов черчению.

С уважением К.А. Вольхин

Фото
Короткий Виктор Анатольевич
(21 марта 2019 г. 12:19)

Уважаемый Константин Анатольевич! Действительно, вы правы, кое-где еще, к сожалению, от нас требуют обучать студентов черчению.

Проект симферопольского терминала был разработан корейской фирмой, но вся техническая документация выполнена нашими специалистами в “Компас -3D”. В Интернете есть документальный видеофильм, где показаны рабочие моменты проектирования. Мы видим, как молодые российские специалисты о чем-то спорят, что-то обсуждают, вносят изменения в проект.

Фильм завершается панорамными кадрами строительной площадки, где те же молодые ребята, в болотных сапогах и плащах (потому что осень: снизу болото, сверху льет), с теодолитами, нивелирами, рейками (плюс лазерные рулетки) выполняют планировку.

У них в руках не ноутбуки и не планшеты. У них в руках чертежи, изготавливать и читать которые их, к вашему сожалению, все-таки научили.  

“К сожалению, в условиях активного внедрения технологий информационного моделирования в строительство, на некоторых направлениях подготовки от нас требуют обучать студентов черчению” (К.А. Вольхин).

Хорошо хоть, что требуют не на всех направлениях, а только на некоторых. Извините за иронию.

С уважением, В. Короткий

Фото
Сальков Николай Андреевич
(21 марта 2019 г. 13:12)

Виктор Анатольевич, читая Ваши реплики, готов подписываться под каждым словом. 

С уважением, Н. Сальков

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(21 марта 2019 г. 14:10)

Николай Андреевич! Примите и меня в число подписантов.

Фото
Сальков Николай Андреевич
(21 марта 2019 г. 18:18)

Дмитрий Евгеньевич, да с большим удовольствием и чувством глубокого удовлетворения, как говорил один персонаж!

Фото
Кокарева Яна Андреевна
(21 марта 2019 г. 22:44)

Кстати, уважаемые коллеги из строительных вузов, "в условиях активного внедрения информационного моделирования в строительство" на Ваших кафедрах читаются (или хотя бы упоминается) BIM-технологии? или всё на выпускающих кафедрах? Это же тоже дополнительные часы....

 

С уважением, Кокарева Я.А.

Фото
Ротков Сергей Игоревич
(22 марта 2019 г. 13:39)

Яна Андреевна!

Мы в ННГАСУ уже давно читаем все, что связано с CALS и BIM, в рамках часов, отведенных на геометро-графичекую подготовку. Все материалы сведены в разработанную Примерную рабочую программу по направлению Строительство, находящуюся сейчас на согласовнии с различными структурами. Текущее состояние рабочих программ, читаемых кафедрой, можете найти на сайте ННГАСУ.

С уважением, С.И.Ротков.

Фото
Кокарева Яна Андреевна
(22 марта 2019 г. 20:59)

Спасибо за ответ, Сергей Игоревич! У Вас и кафедра передовая )))

С уважением, Кокарева Я.А.

Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(28 марта 2019 г. 9:43)

Здравствуйте Виктор Анатольевич!

Когда я говорил "Учить черчению" я имел в виду развитие навыков проведения линий карандашом на бумаге, а это по моему уровень довузовского образования.

Правила подготовки чертежей изучаются в вузе в инженерной графики, правда сейчас для бакалавров этот раздел называется "Основы инженерной графики".

С уважением К.А. Вольхин

 



Назад Go Back