Короткий Виктор Анатольевич


Фото

Город: Челябинск
Организация: Южно-уральский государственный университет (Национальный Исследовательский Университет)
Ссылка на публикации в предыдущих конференциях КГП

Список опубликованных докладов:

Список комментариев:

МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОВЫШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ, Дмитриева Ильзина Михайловна, Иванов Геннадий Сергеевич
(24 марта 2019 г. 17:59)

Здравствуйте, Геннадий Сергеевич!

1. При обсуждении “парадокса дробного порядка” рассматривается пересечение двух кубик, симметричных относительно XZ (см. рисунок). Обе поверхности содержат несобственную прямую n плоскости YZ, поэтому линия m9 пересечения этих поверхностей распадается на nи кривую g8. Линия m9=n+g8 ортогонально проецируется на XZ не кривой 4 порядка, а кривой 5 порядка, распавшейся на кривую 4 порядка и прямую линию (проекцию прямой n), что не вполне соответствует теореме на стр. 132 [Иванов Г.С. Начертательная геометрия].   

2. Коническая поверхность К3, симметричная относительно XZ, не содержит несобственной прямой, а содержит только несобственную точку Y. Поверхность 3 порядка, симметричная относительно XZ, пересекается с К3 по невырожденной кривой g9, симметричной относительно XZ и обязательно проходящей через Y. Следует ли отсюда, что g9 проецируется на XZ кривой 4 порядка?

3. Геннадий Сергеевич, пользуясь случаем, хотелось бы обсудить термин “моноид”, впервые встречающийся на стр. 71 [Иванов Г.С. Конструирование технических поверхностей]. Моноид – алгебраическая кривая порядка n, содержащая (n-1)-кратную несобственную точку. Уравнение моноида – на стр. 58, ф-ла (3.23). Насколько верно такое определение? Спасибо.

С уважением, В. Короткий     

Состояние курса начертательной геометрии. Что делать и за что бороться?, Хейфец Александр Львович
(21 марта 2019 г. 12:19)

Уважаемый Константин Анатольевич! Действительно, вы правы, кое-где еще, к сожалению, от нас требуют обучать студентов черчению.

Проект симферопольского терминала был разработан корейской фирмой, но вся техническая документация выполнена нашими специалистами в “Компас -3D”. В Интернете есть документальный видеофильм, где показаны рабочие моменты проектирования. Мы видим, как молодые российские специалисты о чем-то спорят, что-то обсуждают, вносят изменения в проект.

Фильм завершается панорамными кадрами строительной площадки, где те же молодые ребята, в болотных сапогах и плащах (потому что осень: снизу болото, сверху льет), с теодолитами, нивелирами, рейками (плюс лазерные рулетки) выполняют планировку.

У них в руках не ноутбуки и не планшеты. У них в руках чертежи, изготавливать и читать которые их, к вашему сожалению, все-таки научили.  

“К сожалению, в условиях активного внедрения технологий информационного моделирования в строительство, на некоторых направлениях подготовки от нас требуют обучать студентов черчению” (К.А. Вольхин).

Хорошо хоть, что требуют не на всех направлениях, а только на некоторых. Извините за иронию.

С уважением, В. Короткий

ЭСКИЗ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ, Маркова Татьяна Владимировна
(21 марта 2019 г. 0:51)

Уважаемые коллеги, позвольте представить Вашему вниманию два фрагмента из статей К.И. Валькова, посвященных вопросам геометрического моделирования. Написанные в конце прошлого века, они воспринимаются сегодня как болезненно актуальные.  

1. “Геометрия как …фундаментальная форма научного познания и моделирования не может утратить свое значение, несмотря на внешнюю бедность практических результатов… Изгоняемый “за ненадобностью” метод геометрического моделирования то тут, то там протаскивается через заднюю дверь и используется как некая безымянная, но необходимая опора… В одном случае речь идет об использовании проективных соотношений; в другом случае в дело вовлекается начертательная геометрия… Узкий подход к содержанию геометрических задач … тормозит научное развитие… В результате наносится ущерб геометрическому образованию специалистов…”.

К.И. Вальков. Геометрическое моделирование. Итоги и перспективы. ЛИСИ. Сб. научн. трудов № 64, 1970 г.

2. “Миф об усилении умственных способностей. Машина, … считающая в миллион раз быстрее Вас, конечно, необычайно усиливает умственные способности и Ваши, и всего человечества. Эта идея на все лады повторяется, муссируется авторами научных трактатов… Здесь характерна ставка на технику. Техника… усиливает интеллектуальную мощь [человека]. Логика требует признать, что микроскоп и телескоп – это тоже усилители интеллектуальной мощи. И это, конечно, признается. [Вероятно, микроскоп, телескоп, компьютер и прочие превосходные инструменты особенно сильно увеличивают интеллектуальную мощь молодого человека, не знающего основ соответствующих наук? – прим. В.А].

Эффект молниеносного счета возносится на щит и вызывает восхищение, а эффект молниеносного просчета тонет в стыдливом умолчании…

Увеличение умственных способностей подразумевает… расширение всех способов познания… Поэтому уродливый горб ЭВМ, хлопотливо и молниеносно пересчитывающих жалкий скарб хронического недомыслия, останется как памятник одному из самых напыщенных и самых пустых мифов нашего века”.

К.И. Вальков. Вопросы геометрического моделирования. ЛИСИ, Межвуз. сб., 1981 г.

От себя можно сделать совершенно банальный вывод, что компьютер, как инструмент геометрического моделирования, хорош, полезен и совершенно необходим в руках специалиста. Но не первокурсника. Вряд ли компьютер усилит его интеллектуальные способности. Скорее наоборот.

С уважением, В. Короткий

ТОЧКА, ПРЯМАЯ, ПРЯМОЙ УГОЛ И БИССЕКТРИСА В ОБЛАСТИ МНИМОГО, Гирш Антон Георгиевич
(19 марта 2019 г. 18:46)

Антон Георгиевич, спасибо! В качестве упражнения можно рекомендовать найти док-во справедливости представленной графической схемы.

С уважением, В. Короткий

ТОЧКА, ПРЯМАЯ, ПРЯМОЙ УГОЛ И БИССЕКТРИСА В ОБЛАСТИ МНИМОГО, Гирш Антон Георгиевич
(19 марта 2019 г. 16:37)

Антон Георгиевич, добрый день! Ортогональный пучок P высекает на k инволюцию. Соединяя соответственные точки инволюции, получаем множество хорд окружности k. Это множество образует пучок прямых второго порядка, которому двойственно соответствует ряд второго порядка (в данном примере эллипс e). Касательная к e, параллельная диаметру AB, высекает хорду окружности k. Эта хорда является диаметром искомой окружности. Задача решена.  

Примечание. У задачи обязательно должно быть простое “школьное” решение, которое мне не удалось увидеть. Сдаюсь.

С уважением, В. Короткий

ТОЧКА, ПРЯМАЯ, ПРЯМОЙ УГОЛ И БИССЕКТРИСА В ОБЛАСТИ МНИМОГО, Гирш Антон Георгиевич
(18 марта 2019 г. 14:12)

Антон Георгиевич, будьте добры, не публикуйте пока решение, дайте маленько подумать над задачей.

С уважением, В. Короткий

 

МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОВЫШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ, Дмитриева Ильзина Михайловна, Иванов Геннадий Сергеевич
(18 марта 2019 г. 13:58)

Николай Андреевич, здравствуйте! Если угол наклона к П2 равен альфа (от 45 до 0), то окружность в пересечении вспомогательного конуса с П2 имеет радиус R=(высоту точки A умножить на тангенс альфа). Извините, не справился с символами. Если угол альфа равен 45, то задача имеет два совпавших решения. Если угол альфа равен нулю - задача заметно упрощается (решений тоже два).

С уважением, В. Короткий

ТОРСОВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ В КУРСЕ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, Короткий Виктор Анатольевич
(17 марта 2019 г. 14:44)

Николай Андреевич, добрый день! Кажется, я понял, в чем дело. Вопрос, заданный в заключительном абзаце статьи, сильно отдает казуистикой. Действительно, пусть между двумя криволинейными направляющими a, b установлено взаимно-однозначное точечное соответствие w (не важно, каким способом). Соединяя соответственные точки, получаем линейчатую поверхность с двумя направляющими a, b. В сечении этой поврхности произвольной плоскостью получим кривую q. Теперь можно спокойно вообще забыть о заданном ранее соответствии w, потому что имеем линейчатую поверхность с тремя направляющими a, b, q, тождественную поверхности, заданной направляющими a, b и функцией w. Прошу прощения за необдуманный абзац.

С уважением, В. Короткий

 

МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОВЫШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ, Дмитриева Ильзина Михайловна, Иванов Геннадий Сергеевич
(16 марта 2019 г. 17:56)

Задача И.Ф. Боровикова. Построить проекции прямоугольного треугольника ABC, катет AB которого принадлежит биссекторной плоскости 2-4, равен 80 мм и составляет угол 30 градусов с П2. Вершина C принадлежит прямой EF, параллельной биссекторной плоскости 2-4.

Решение. Особенность задачи и возникающая вследствие нее некоторая сложность реализации решения на двухпроекционном эпюре состоит в совпадении фронтальной и горизонтальной проекций катета AB.

 

 
 


Преподавателям, ведущим НГ для архитекторов, будет интересно разобраться, откуда на чертеже возникает вспомогательный квадрат и засечка циркулем, применяемые при построении теней в ортогональных проекциях для поиска истинного угла наклона световых лучей к П2 или П1.

При реализации решения средствами компьютерной графики с использованием ортогонального аксонометрического чертежа на экране компьютера (который, ради краткости, условно называют “3D-макетом”), задача полностью утрачивает свою характерную особенность, и, как следствие, свой “олимпиадный” характер, поскольку нарушается условие задачи – не применять третью проекцию и способы преобразования.

Задача имеет два решения. Второе решение на прилагаемом чертеже не завершено: показаны только проекции [B''=B'] точки B, относящейся к второму решению.

Можно предполагать, что студент, самостоятельно решивший подобную задачу (без специальной подготовки и без подсказок), вполне способен, при соответствующих морально-волевых качествах, войти в будущую научно-техническую элиту России. Не потому, что он "знает НГ", а потому что проявил способность к довольно таки непростой умственной работе. Эта способность выявляется (и тренируется!) на трудных задачах. На трудных, а не на простых. Причем область приложения умственных усилий не имеет принципиального значения. НГ как наука и как учебный предмет ничем особым не выделяется из ряда других наук и учебных предметов.

Наши попытки "облегчить" студенту изучение НГ применением лайфхака и раскрашенных фотореалистичных ортогональных аксонометрических или перспективных изображений на экране компьютера дают резко отрицательный результат учебного процесса. Студент не только не получает более-менее трудных задач, обязательных в образовательном процессе, но еще и привыкает к нелепому сочетанию слов "трехмерная компьютерная графика, 3D - изображение", и тому подобное. По сути дела, "трехмерная графика" - это оксюморон, который иногда применяют специалисты в качестве краткого обозначения некоего способа хранения и обработки графической информации, прекрасно понимая, что они при этом имеют в виду. Но студент - не специалист! Он верит в "3D-моделирование", в искусственный интеллект и прочие цифровые чудеса. Он верит в "четвертую научно-технической революцию", результаты которой позволяют ему загрузить в интернет десяток сэлфи в фас и профиль, а также изготовить табуретку на уроке труда с помощью 3D - принтера.

Поэтому. Задачи, подобные рассмотренной задаче И.Ф. Боровикова, всегда будут актуальны. Не надо упрощать. Пусть будет трудно. Не надо портить замечательный учебный предмет НГ. Не надо разбавлять компьютерной графикой курс технического черчения, в котором мы должны научить студента не 3D моделированию, а научить грамотно, в соответствии с ГОСТ 2.301-308, оформлять технический чертеж. Чертеж, а не "3D-макет"! Чертеж был и остается основным конструкторско-технологическим документом. Посмотрите на сегодняшние студенческие работы по черчению с применением так называемого "инновационного компьютерного моделирования". Ведь это чудовищно. Если так горит любителям компьютерной графики преподать студентам полюбившийся преподавателю графический пакет - открывайте курсы автокада или другого какого-нибудь солида-инвентора. Добивайтесь дополнительных часов. Но не внутри учебных часов на НГ и техническое черчение. Их и так мало.

Мы не заметили, как "компьютерное 3D моделирование" стало рутиной. Рутиной! Рутиной, отнимающей учебное время на никчемное изучение и запоминание интерфейса очередной версии графического редактора. Коллеги! Дайте внятный ответ - чему мы учим? На что уходят более чем скромные учебные часы, отведенные первокурсникам на графику?

С уважением, В. Короткий 

 

МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОВЫШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ, Дмитриева Ильзина Михайловна, Иванов Геннадий Сергеевич
(14 марта 2019 г. 23:32)

Вторая подсказка к задаче - для построения истинного угла наклона диагонали куба к П1 или П2 используют квадрат с диагоналями, и делают засечку циркулем (см. тему "Построение теней в ортогональных проекциях").

И последнее замечание - решение задачи может быть выполнено механически, безо всяких усилий со стороны учащегося, в совершенно бессознательном состоянии, с помощью средств трехмерной компьютерной графики. Обучающий эффект от такого "решения" будет невелик.

 

МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОВЫШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ, Дмитриева Ильзина Михайловна, Иванов Геннадий Сергеевич
(14 марта 2019 г. 21:48)

Рискну предположить, что подсказка к задаче И.Ф. Боровикова формулируется так: прочесть чертеж прямой общего положения, у которой фронтальная и горизонтальная проекции совпадают.

Отстающий участник Олимпиады В. Короткий

ПОСТРОЕНИЕ ГЛАВНЫХ ОСЕЙ КВАДРИКИ, ЗАДАННОЙ ДЕВЯТЬЮ ТОЧКАМИ, Короткий Виктор Анатольевич
(14 марта 2019 г. 14:55)

Вынужден с сожалением признать, что не имею никакого отношения к представленному решению. Оно опубликовано в учебнике K. ROHN, E. PAPPERITZ: Lehrbuch der Darstellenden Geometrie. Band II, Leipzig 1896.

С уважением, В. Короткий

 

ЕДИНОЕ ЗАДАНИЕ ЛИНЕЙЧАТЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ, Сальков Николай Андреевич
(13 марта 2019 г. 8:41)

Николай Андреевич, не могу сообразить, укладывается ли в схему "три направляющие" инженерный способ задания лин поверхностей (указанием взаимно однозначного соответствия между точками двух напр-щих)? [Иванов Г.С. Теоретические основы НГ, стр. 89]. Было бы интересно визуализировать линейчатую пов-сть, заданную двумя прямолин напр-щими и одно-двузначным соответствием между точками этих напр-щих [там же, стр. 90].

С уважением, В. Короткий

ЛИНЕЙНАЯ КОНГРУЭНЦИЯ С МНИМЫМИ ОСЯМИ, Короткий Виктор Анатольевич
(11 марта 2019 г. 23:16)

Яна Андреевна, будьте добры пояснить, что такое линейная гиперб конгруэнция с одной мнимой осью? Мнимые сопряженные прямые неразлучны, как полюсы магнита. У линейной дуальной конгруэнции могут быть 2 действительные (ГЛК) или 2 мнимые сопряженные (ЭЛК) или 2 совпавшие (ПЛК) оси.

Заранее благодарю за ответ. С уважением, В. Короткий 

НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ, Полубинская Людмила Георгиевна, Хуснетдинов Тимур Рустямович
(11 марта 2019 г. 13:15)

Уважаемые авторы! Спасибо Вам и огромная благодарность замечательному российскому педагогу и ученому И.Ф. Шарыгину. Прошу особо обратить внимание на его очень важную мысль об одном из аспектов взаимосвязи компьютерной графики и геометрии: "...компьютер является очень полезным инструментом в геометрических исследованиях. С его помощью можно экспериментально обнаруживать новые интересные геометрические факты. Человеку же остается важнейшая роль — эти факты доказывать (всего лишь!). И получается, что первонаука, которой является геометрия, получила новый толчок к развитию, как образовательный предмет и как наука, благодаря самым современным компьютерным технологиям". 

С уважением, В. Короткий

ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА. ОСНОВЫ, Волошинов Денис Вячеславович
(11 марта 2019 г. 9:53)

Денис Вячеславович, позволю себе "перевести" Ваш пятый вопрос на студенческий язык. Почти немедленно после введения понятия "несобственная прямая на плоскости" и утверждения, что две параллельные прямые пересекаются в несобственной точке, внимательный слушатель легко доказывает, что все прямые на плоскости параллельны друг другу. Действительно, произвольная прямая a пересекается с несобственной прямой в несобственной точке, следовательно, прямая a параллельна несобственной прямой. По этой же причине любая другая прямая b также параллельна несобственной прямой. В силу транзитивности прямые a, b параллельны. Возможно ли найти внятный ответ нашему внимательному слушателю?

С уважением, В. Короткий    

МНИМЫЕ ТОЧКИ В ДЕКАРТОВОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ, Гирш Антон Георгиевич, Короткий Виктор Анатольевич
(28 февраля 2019 г. 17:45)

Уважаемые коллеги, в статье содержится грубая ошибка: множество коник, проходящих через две наперед заданные точки на плоскости, является трехпараметрическим множеством, а совсем не сетью (двухпараметрическим множеством), как неверно указано в статье.

С уважением, авторы