Усанова Елена Владимировна
Отправить сообщение
Город: Казань
Организация: Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева
Отрасль науки: педагогические науки
Научная специальность: 13.00.08
Ссылка на публикации в предыдущих конференциях КГП
Список опубликованных докладов:
- О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМНОГО ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В БАЗОВОЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В КОНТЕКСТЕ CE/PLM, Усанова Елена Владимировна
Список комментариев:
Круглый стол по обсуждению проекта решения конференции, (29 марта 2017 г. 18:06) |
А.И. Усанов возил наших образовательных начальников из института Италию в свое время. Потом они приезжали к нам. Л.А. даже слайды по образовательной структуре сделала на английском, они восприняли все как надо. Но наших новаторов в институте уже не стало, с здоровый консерватизм мы как-то бы приняли, но вот вопрос вседа ли он такой здоровый? Даже в обновленном МОН. Но мы ,как Л.А.говорит ,люди маленькие, хоть некоторые и высокого роста. Раньше ей всегда присылали из МОН для обсуждения всякие документы (демократия?). Сейчас уже нет, она на пенсии. Е.В. |
Круглый стол по обсуждению проекта решения конференции, (29 марта 2017 г. 17:41) |
А вот тут-то, если это родственные кафедры, их и объединяют, а еще правильней преподаватели дают отдельные модули специализированные в ГГП на старших курсах с кафедр графики (если они спецы) или преподаватели со спец кафедр владеющие САDами (сейчас все владеют лучше нас, поэтому и нагрузку забирают) сами обучают. И это правильней. А вообще вариант - организуют департамент, который готовит по направлению подготовки. Вот теперь мне дали радиофакультет и мне предстоит обсудить этот вопрос с отвечающими за подготовку зав.выпускающими кафедрами. Некоторые только приветствуют , некоторые в смятении. Начну, пожалуй.С Горшковым хочу связаться, он же тут раньше застрельщиком был по проектно-организованной работе в команде как раз в области радиоэлектроники.Базу обучающих задач обновить надо ,видеоролики , автотестирование по модулям (по тому же принципу что и для проекционки - все в одном флаконе). Главное ,чтобы образовательные чиновники в институте прониклись. Тормозить же станут, энтузиастов не густо. Это я сегодня все доклады смотрю, отметки выставляю ( время освободилось) - увидела Вашу реплику. Тут же отвечаю. Л.А. вчера расставила. С уважением ,Е.В.Усанова. |
ВЕЛОМОБИЛЬ С РУЧНЫМ ПРИВОДОМ, Басов Александр Васильевич (29 марта 2017 г. 13:27) |
Догадываюсь, что это работа не первокурсника. Значит эргономика, конструирование на соответствующей кафедре изучены. А системного, интегрированного знания и владения им не случилось.Студент фрагментарные знания получил, а в целостный пазл не уложил. Сейчас другое поколение молодежи, выросли на TV и гаджетах, клипы и рекламу видят и глубже не заморачивются, спиной боль не ощущают. Их теперь к этому подводить надо. Или кафедры должны взаимодействовать, или структуру организационную по направлениям подготовки в университете надо менять, не по кафедральному принципу ее организовывать, или параллельное или внахлест обучение организовывать, триместры например. Тут множество решений. А вообще эта конструкция интересная, но мне кажется, рулить лучше одним колесом (как 3-х колесным велосипедом) и не лежа - обзор дороги какой? Вообще-то никаким транспортом не владею и не хочу. В семье достаточно водителей, кроме меня. Е.В.Усанова |
Круглый стол по обсуждению проекта решения конференции, (28 марта 2017 г. 21:11) |
Уважаемый Геннадий Сергеевич! Думается, что ГГП в технических вузах в условиях ее информатизации давным-давно сквозная. Базовая на 1-ом курсе и проектно-конструкторская далее по направлениям и профилям. В проекно-конструкторской подготовке тоже приобретаются геом.-граф. компоненты - специфичные, профильные. На первом курсе - все вписывается в Инженерную графику: НГ - ее теоретический инструментарий (далее ее матем. инструментарий по направлениям подготовки, он может быть различным), КГ - ее современное инструментальное средство, отказываться от которого - просто свою дремучесть перед всем миром демонстрировать. И разделять ИГ ее на отдельные составляющие уже бессмысленно, так все переплелось и сынтегрировалось, абсолютно согласна с А.А.Головниным. Сюда и техрисунок, и основы дизайна, и основы графич. средств представления информации вообще, не только обучающей, и наши классические разделы ИГ - все это должно входить базовую ГГП. Так учат в цивилизованных странах. Наша задача в России сейчас эффективно ее организовать, применяя самые современные формы методы и средства обучения, не забывая при этом, что инженер должен уметь передавать свою техническую мысль рукой, м.б. не каждый рисовать, как Роберт Бартини и Ростислав Алексеев - это таланты. Раньше мы были ими богаты. Исполнители, однако,тоже не должны быть безрукими. Для того и собираемся на этом форуме, чтобы все точки зрения услышать и определиться, куда ж нам плыть и каким стилем. Только хорошо бы, поинтенсивнее. Искреннее уважение ко всем комментаторам решения по конференции, Усанова Е.В.
|
О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМНОГО ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В БАЗОВОЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В КОНТЕКСТЕ CE/PLM, Усанова Елена Владимировна (26 марта 2017 г. 22:50) |
Добрый вечер, Елена Сергеевна! Извините за задержку с ответом. Рис.1 – это схема из учебника по психологии Л.Д. Столяренко. Сам он имеет техническое образование, инженер. Это один из лучших учебников по психологии для тех. вузов. Весь учебник проиллюстрирован схемами, структурирующими знание. У нас главный консультант по психологическим вопросам тоже инженерное образование имеет, наш КАИ закончил, по инжпсихологии защищался в Ленинграде, профессор, входит в «Кто есть кто». Он мне показывал учебник вообще на одних схемах.(не доступен пока по мобсвязи, не могу автора назвать.) . Научное это не только теоретическое, но и прикладное! Вопрос надо ли так учить? Когда сразу за тебя структуру твоего знания тебе подсказали и заложили. Ведь студент может иные моменты за главные для себя считать. Не детренируем ли мы этим мышление вообще? В техническом образовании это не самый неправильный прием, я думаю. Здесь знание должно быть не только структурировано, но и прагматично, экономно подано. Лишнего не надо, особенно в картинках. Дистракторы, неправильности вообще так займут мозг – не вынесешь. Поэтому тесты с неправильными ответами вообще не нужны. И уж раз наша задача помочь освоить знание, почему бы не таким экономным, в меру интенсивным способом? На любимом ассоциативно – рефлекторном мышлении весь mindmapping держится. Полноценные ассоциации (С.Л.Рубинштейн), могут быть только продуктом аналитико-синтетической деятельности человеческого мышления, выявляющего и усваивающего ассоциации в ходе размышлений. Усвоение самих ассоциаций - процесс стихийный и неуправляемый, что в практическом обучении точным техническим наукам (в базовой геометро-графической подготовке) не всегда может служить надежным приемом в усвоении знаний. С целью активизации осмысления учебного материала в геометро-графической подготовке как раз важно установление корректных логических связей (СЛС) при его представлении для освоения. Я использовала в своих разработках, в основном, схемы из учебника Мерзона. Пришлем Вам на почту. С новыми ГОСТами надо все переделывать. Ссылку послали. Посмотрите там, как осторожно китайцы переходят к КГ. У них , как и у американцев сначала техрисунок дают. Вообще, спасибо за вопросы. Как учить сейчас в условиях глобальной информатизации во всем – серьезная задача. И во всех странах это не устоялось, даже в Америках и Япониях. Творчество на уровне образов воссоздающего воображения теряем, увы с блогерским мышлением текстами-буллитами Поэтому и принялись исследовать везде. С уважением, Е.В. |
ПРИНЦИПЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО ДИЗАЙНА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИЗАЙНЕРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ MOODLE И С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ GOOGLE MAP MAKER, Вехтер Евгения Викторовна (26 марта 2017 г. 20:28) |
Уважаемые Евгения Викторовна, Евгения Михайловна и Валерия Юрьевна ! За подготовку студентов к решению совершенно гуманных задач методами дизайна – респект! И дальнейших успехов! Усанова Е.В |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ, Волошинов Денис Вячеславович, Казначеева Екатерина Сергеевна , Хайбрахманова Екатерина Сергеевна (26 марта 2017 г. 20:25) |
Денис Вячеславович! Еще раз – вос-хи-ще-на! Прочла все Ваши статьи на этом форуме. Очень уважаю как ученого за твердость в преодолении, не отступлении в решении задач моделирования методами конструктивной геометрии, чем в наше время мало кто занимается. Сына, помните, обещала в Бонч направить. Пока 6 кл. Людмила Анатольевна разделяет эту идею. С искренними пожеланиями Вашему коллективу побед в решении поставленных задач, Усанова Е.В. |
О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМНОГО ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В БАЗОВОЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В КОНТЕКСТЕ CE/PLM, Усанова Елена Владимировна (26 марта 2017 г. 0:45) |
Дмитрий Евгеньевич, здравствуйте!
Обучение по индтраекториям в вузе в целом организуется во Владивостоке, под патронажем ВВ, Никита Смуров, представитель ВВ в России, туда постоянно летал. Людмила Анатольевна с ним на связи. Индтраектории по уч.планам для КАМАЗа для групп она разработала по направлениям подготовки (здесь не академ. группы, а сбиваются по личностным предпочтениям, плавающее расписание, работа для уч.отдела! ). Представители КАМАЗа приезжали, взяли планы себе, КАИ не готов к такой организации уч. процесса. В рамках базовой ГГП (КГ отношу к инжграфике. Это не дисциплина, а инструмент инжграфики. Теорию КГ изучают, кому необходимо, на старших курсах, там матанализом не обойтись) индтраектории персональные практически у каждого: один быстрее осваивает базовый курс, другой медленнее, каждый углублен в один или другой обучающий модуль. Это самостоятельно. Задания у всех есть, обучающие ролики – пожалуйста, их сейчас для КОМПАСа тьма в интернете. Перешли на КОМПАС, т.к. для режимных вузов, скорее всего, придется переходить на отечественные Softы. Все пакеты высокого уровня имеют свои обучающие ролики в сопровождающей документации в электронном виде. Для Pro/E, знаю у Т.В.Чемодановой (Снежинская государственной физтех академия) есть учебное пособие. Для NX мы свое сделали, выставляли же на КГП. Они даже попросили, чтобы мы подготовили для фирмы. Просто диссертацию надо было завершить. Я с каждым студентом персонально работаю в интернете ежедневно. Есть, которым интересно, есть и лодыри – ну, тут уж проблема их личная. Взрослеют все индивидуально. Длинно получилось. Но зато про все. С уважением, Е.В. Усанова. Дождалась доклада Евгении Викторовны. Завтра посмотрю.
|
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИЗАЙНЕРОВ, Князева Елена Валерьевна (24 марта 2017 г. 0:37) |
Елена Валерьевна, добрый вечер! Благодарю за обстоятельный ответ. По внутренней связи я пришлю Вам мой e-mail, если Вы не возражаете. Будем советоваться и общаться по темам дизайна. Просто пока сильно загружена. Мои первые обучающие ролики были черно-белые и не сопровождались пояснениями: студент смотрел за движением курсора и думал – почему так строим электронную модель. И от такого обучения было больше толку, чем когда разжевываешь, зачем и почему. Вопросы потом они задают сами, если не понимают. И такой опыт осмысливается и запоминается прочно. Еще раз благодарю. С уважением ,Е.В. |
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИЗАЙНЕРОВ, Князева Елена Валерьевна (21 марта 2017 г. 10:18) |
Елена Валерьевна, а где цветовые модели RGB, СМYK, CIE Lab, HSB, где WEB-дизайн? Посмотрите, какие ядовитые сочетания выбирают некоторые преподаватели при раскраске деталей в сборочных единицах? Цветовое утомление ,когда насмотришься, сразит наповал! И сравните это с прозрачными акварелями чертежей Д.В.Волошинова. Просто авлекают разобраться с ними . Сейчас очень актуальны проекты с комплексом (не разделять, давать на команду!) задач, которые с помощью цвета необходимо решать в производственной среде: 1. Цвет как фактор психофизиологического комфорта 2. Цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия. 3. Цвет как средство информации. Здесь эргономические, как минимум, вопросы возникнут. Средовой дизайн - комплексная проблема. Так, что проекты д.б. меж- и мультидисциплинарные. Или я не права? С уважением, Усанова Е.В.
|
ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА , Вольхин Константин Анатольевич (16 марта 2017 г. 11:29) |
Доброе утро, Константин Анатольевич! В нашем институте используют LMS Black Board. Пока ее весь ППС осваивает. До нее доцент Усанов А.И. тоже работал в объектно-ориентированной среде Moodle – ему удобно было работать дистанционно в e - learning, т.к. основное место его работы - ТV. Институт в постепенном процессе загрузки LMS электронными контентами (но еще не управления образованием на базе отчетов в LMS!), студенты пишут мне на e-mail. Так, что все аспекты такого обучения известны и прочувствованы. Вы пишете об учебной деятельности в формате blended learning, чем я занимаюсь в ГГП давно и плотно, применяя активные формы графического представления обучающей информации. Вы же знакомы с моей диссертацией. Очень непросто, когда за вечер приходится проверять по 16-40 граф. работ и письменно консультировать. Вы, думаю, тоже убедились, что такая оперативность съедает массу личного времени. На электронный тьюторинг по ГГП в корпоративном университете GM (Флинт, Мичиган), например, выделяется 1 час в неделю. Это входит в преподавательскую нагрузку. Мы общаемся и писали об этом еще на КГП-2014. Теперь и у нас столкнулись с этим. Вопрос: каким образом у Вас учитывается время на эл. консультации? С уважением, Усанова Е.В. |
КОМПЕТЕНЦИЯ «УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ» В КУРСЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА», Дюмин Владимир Андреевич, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (14 марта 2017 г. 11:50) |
Добрый день, Владимир Андреевич и Дмитрий Евгеньевич! Проблема интеграции технологии производства, практики конструирования, инженерного анализа в процессе инженерной подготовки уже встала. Не далее, как 8 марта приходила однокурсница – конструктор с завода. Помните, мы для NX сделали электронный практикум (на КГП-14 представляли). В институте тогда нам велели внедрять это самим. Подруга сначала взяла 1экз. для себя, а через неделю приехали и все печатные экземпляры себе увезли. Все цветные были, как в электронном виде. На заводе все всё освоили разом. Теперь проблема: конструкторам необходимо осваивать САМ для продуктивного командного взаимодействия в паринжиниринге (СЕ). Дело к интеграции деятельности отделов идет. Так, что составляющие измерительно-оценочной системы по мере развития и совершенствования образовательного процесса в ГГП будем постоянно развивать и совершенствовать. А сын у нее заканчивает тот самый авиастроительный лицей, с которого мы начинали. Черчения там теперь никакого нет. Сменилось руководство. С уважением, Е.В.Усанова. |
3D–ПЕЧАТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ, Абросимов Сергей Николаевич, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (14 марта 2017 г. 11:39) |
День добрый, Дмитрий Евгеньевич! Я правильно поняла, что 3D-принтер у Вас кафедральный, а не общеинститутского пользования? Такой техникой пользуются обычно и кафедры конструирования, и технологии. Оптимальное решение сосредоточить ее в CAD/CAE/CAM-центре, где обслуживание, расходный материал и т.д. обеспечивался бы этой структурой. Все равно придем к интегрированному взаимодействию кафедр. Это же экономнее, так даже в университетах индустриально продвинутых стран делается. Техника при этом не простаивает, обслуживание профессиональное и вообще много других преимуществ. Согласны? С уважением, Усанова Е.В. |
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ВИДЕОМЭППИНГ», Ефименко Светлана Михайловна, Лешевич Вера Владимировна (14 марта 2017 г. 11:35) |
Светлана Михайловна и Вера Владимировна! Технологиям видеомаппинга в МИСиС обучают будущих специалистов по связям с общественностью, вероятно? Как электив? С наилучшими пожеланиями в реализации задуманных проектов! Е.В. |
КОМПЕТЕНЦИЯ «УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ» В КУРСЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА», Дюмин Владимир Андреевич, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (11 марта 2017 г. 1:00) |
Добрый вечер, Алевтина Бруновна и Дмитрий Евгеньевич! Я по поводу промдизайна (индустриального дизайна). Как только пришла на кафедру после института сразу стала читать элективный курс промдизайна и весь необъятный список тем, что Дм. Евгеньеич прописал, давала через ГСПИ. Студенты мимо лекций не проходили. Особенно информатики – толпами приходили, хотя материал для всех давала на эл. носителях. И так много лет. Когда не могла (сын школьник, а вечерники, например), Л.А. вместо меня работала. Так что она в теме. Материал постоянно обновлялся, богатейшая библиотека автомобилей, самолетов, вертолетов, мотоциклов, современных станков и проч. Читала в аудиториях с большими телевизорами. Заканчивался курс зачетом без оценки, практики не было, давала дом. задания – производственные плакаты, товарные знаки, этикетки - много чего. До сих пор храню - талантливые студенты! Так что в общекультурном и общеинтеллектуальном смысле будущие инженеры как-то подтягивались. Потом нас объединили с кафедрой основ конструирования и этого курса не стало. А весной 2016 вдруг зав. кафедрой сказал, что открывает спец. промдизайн – бакалавриат и магистратуру, что получил лицензию, учить будут преподаватели, прошедшие подготовку в МВТУ. Но программу для магистрантов написать почему-то велел мне. Промдизайн востребован, еще как! Жизнь заставит, как заставила японцев и китайцев продвигаться до уровня итальянцев в формообразовании автомобилей. А в ракетостроении – студенты аэрокосмического университета в Дайтоне-бич уже на первом курсе различные формы ракет на 3D-принтере создают, а у нас CAD/CAE/CAM-центр закрыли – стал вдруг не нужен. Одна надежда, что это временно – издержки процесса догоняющей модернизации образования. С надеждой на лучшие времена, Усанова Е.В. |
ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ВЛАСТЯМИ, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич, Тозик Вячеслав Трофимович (3 марта 2017 г. 22:33) |
Да Вы что-о-о? Дмитрий Евгеньевич, мы только ЗА. С уважением, Елена Владимировна. |